Категории
Политика
(39)
Экономика
(76)
Образование
(332)
ЖКХ
(272)
Культура
(122)
Спорт
(215)
Общество
(537)
Наука и техника
(14)
Происшествия
(21)
Медицина и здравоохранение
(106)
Прочее
(22)
Ура, в первый класс идти пора!
До 1 февраля 18 общеобразовательных школ ЗАТО Северск начали прием заявлений от родителей будущих первоклашек. Всем ли хватит мест за партами? Вправе ли папы и мамы выбирать образовательное учреждение? Что предпочесть – школу, которая находится рядом с домом, или ту, что стоит на первом месте в рейтинге по качеству образования? Об особенностях нынешней приемной кампании наш разговор с Ольгой Кулешовой, начальником управления образования ЗАТО Северск.
- Ольга Анатольевна, стоит ли торопиться с подачей заявления на прием в первый класс, ведь до начала учебного года еще много времени? Или все же лучше побыстрее «застолбить» за собой место в определенной школе?
- Ажиотажа быть не должно, но и затягивать с записью не надо, ведь образовательные учреждения должны основательно подготовиться к встрече детей.
Приемная кампания продлится с 1 февраля по 5 сентября, и в нашем закрытом городе каждый будущий первоклассник будет гарантированно обеспечен мес-
том в школе. Однако обращу внимание северчан на то, что до 30 июня школы будут принимать заявления о зачислении детей в первый класс школ, расположенных вблизи с местом жительства ученика.
В конце прошлого года приказом управления образования мы утвердили перечень образовательных организаций и закрепленных за ними территорий ЗАТО Северск. По большому счету особых изменений в образовательных округах не произошло. Правда, есть небольшие передвижки по улице Ленина: несколько домов, ранее закрепленных за школой № 84, в этом году отнесли к СФМЛ. Дело в том, что в этом микрорайоне появилось много молодых семей с детьми (заселились новые многоквартирные дома), а в школе № 84 нет возможностей открывать дополнительные классы.
- А как быть родителям, которые хотят отдать своего ребенка не в школу по месту жительства, а в какое-либо другое образовательное учреждение?
- Такое желание вполне может сбыться, ведь школы, в которых на 1 июля после приема в первый класс детей из закрепленного микрорайона останутся свободные места, смогут принять тех, кто жаждет обучаться именно там.
- Сколько первоклассников нынче будет в ЗАТО Северск? Больше или меньше, чем в прошлом году?
- В феврале 2018 года, когда был объявлен старт приемной кампании, мы планировали набрать 1491 первоклассника (это дети в возрасте от 6,5 до 8 лет). Но до начала учебного года кто-то из этих детей переехал в другой город, кто-то остался в детском саду. И по факту на 1 сентября 2018 года у нас было 1183 первоклассника.
В этом году рассчитываем, что школы ЗАТО Северск примут 1223 первоклассника.
- То есть новых учебных мест создавать не нужно?
- Новых школ точно не требуется, а вот то, сколько первых классов должно быть в том или ином образовательном учреждении, нужно хорошо просчитывать, поскольку изменились СанПиНы. Дело в том, что на каждого ученика должно приходиться не менее 2,5 квадратных метра площади класса (без учета столов, шкафов и т.п.). А значит, количество детей в классах должно соответствовать определенной площади. Как вам известно, классы в северских школах разные. А потому каждая образовательная организация, просчитав свои территории, определила то количество детей, которое она может принять в первые классы. Вся эта информация размещена на сайтах школ.
- Означает ли это, что в 2019 году нужно создать дополнительно несколько первых классов?
- Да, если в прошлом году у нас был открыт 51 первый класс, то в этом году мы планируем открыть 54 класса.
- Какие документы обязаны предоставить родители вместе с заявлением о приеме ребенка в школу?
- Все общеобразовательные организации на своих сайтах уже разместили необходимую информацию для родителей. Напомню, что мамы и папы или законные представители ребенка должны, кроме заявления о зачислении в школу, предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и свидетельство о регистрации по месту жительства. Конечно, если родители считают необходимым предоставить еще какие-либо документы, сведения о ребенке, они на свое усмотрение могут это сделать. А вот медицинскую карту будущего первоклассника сейчас нести в школу не нужно. Медкарту необходимо будет сдать в школу после окончания ребенком детского сада.
- В почте «Диалога» есть вопрос: примут ли в школу ребенка, которому на 1 сентября еще не будет семи лет, а родители считают, что малыш к школе готов?
- Да, если к началу учебного года ему исполнилось 6,5 лет, то его зачислят в первый класс.
- Но ведь есть детки, которые умеют читать, считать, а иногда даже и писать в 4-5 лет. Многие папы и мамы, стремясь воспитать гения, заботясь о том, чтобы у сына или дочки не пропала тяга к знаниям, стараются отдать способного ребенка в школу пораньше. Мотивация проста: в семь лет ему будет неинтересно заниматься со сверстниками, которые только-только начинают осваивать азбуку.
- Если ребенок действительно настолько интеллектуально развит, его могут записать в школу и в возрасте шести лет. Но в более раннем возрасте мы бы не рекомендовали отдавать детей в школу, ведь надо понимать, что школьная жизнь – это серьезная нагрузка на детский организм, и он должен быть к этому готов. В детском саду, играя, ребенок тоже познает мир, развивается эмоционально, психологически, приобретает важные жизненные навыки.
- Судя по статистическим данным, с каждым годом в детских садах растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Где такие дети смогут получать качественное образование? В каких школах будут открыты коррекционные классы? Каковы правила зачисления здесь?
- Мы даем возможность детям с ограниченными возможностями здоровья после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ее работа заканчивается в мае) пойти в тот или иной класс с коррекционной составляющей. В таком классе ребенок может получить дополнительную специальную помощь логопеда, психолога, любого другого специалиста, который будет прописан в рекомендациях комиссии. В 2019 году, как и в прошлом году, мы планируем организовать три таких класса на базе школ № 83, 84 и 90. Следует отметить, что эти коррекционные классы формируются не по закрепленной территории, а по направленности (информация о видах классов выложена на сайтах образовательных учреждений), а значит, заявления о зачислении детей в эти классы родители могут подавать с 1 июля.
- Вправе ли родители, получив рекомендации обучать ребенка по адаптированным программам, выбрать
не коррекционный класс, а общеобразовательную программу?
- Да, нужно только написать заявление. Инклюзивное образование у нас сегодня широко развито.
- А специалистов для работы с особенными детьми хватает?
- Проблем не возникает. Вы правы, далеко не любой педагог может работать с такими детьми. А потому все педагоги, которые ведут классы коррекционного образования, имеют специальную подготовку. Даже есть школы, которые пусть и не открывают коррекционные классы, но у них есть педагоги, которые с удовольствием работают в рамках инклюзивного образования, когда в обычном классе обучаются 1-2 ребенка с ОВЗ. Как показывает практика, такие дети хорошо адаптируются в классе. Повторю, что по желанию родителей мы можем использовать и такое обучение.
- Как всегда, проводит набор и северская школа-интернат для детей с ОВЗ?
- Да, в основном сюда набираем детей, которым по заключению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендована адаптированная программа. Отмечу, что в школе-интернате год от года растет число детей, поскольку растет потребность в специализированном обучении, в специальном индивидуальном подходе к каждому ребенку.
- Ольга Анатольевна, а вправе ли заботливые папы и мамы выбирать педагога, ведь одним хочется, чтобы первая учительница была непременно современной, молодой, владеющей современными технологиями, а другие предпочитают, чтобы она обладала серьезным жизненным и педагогическим опытом?
- Пожелания пап и мам, конечно же, по возможности учитываются, но все же формирование классов – это прерогатива и компетенция образовательного учреждения. И еще уточню, что классы формируются с 1 по 5 сентября.
- Ольга Анатольевна, помогите разобраться с образовательными программами. Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут, что «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы, а потому пребывает в полной растерянности…
- Все одобренные Минобразом учебники отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. В плане содержания программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а также – порядком подачи учебного материала. Я бы сказала, что нет плохих или хороших программ. Развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.
- Так кто все-таки вправе выбирать образовательную программу?
- Педагог. Предпочтение отдается той, по которой учитель прошел повышение квалификации дополнительно к высшему образованию. Но при этом учителя начальных классов могут использовать только те учебники, которые утверждены федеральным перечнем.
- А внеурочная деятельность обязательна для первоклашек?
- Обязательна. По федеральному государственному образовательному стандарту для учащихся первых классов на внеурочную деятельность отводится от 3 до 10 часов в неделю по выбору родителей. Раньше в школах были группы продленного дня, где дети, пообедав, отдохнув и сделав домашние задания, занимались в каком-нибудь школьном кружке. И никто не жаловался, что это плохо. Сегодня образовательным стандартом предусмотрено, что после трех-четырех уроков и непродолжительного отдыха ребенок может попробовать себя в разных сферах деятельности (спорт, искусство, техническое творчество и т.д.). В школах для этого созданы хорошие условия, есть необходимое оборудование. Кроме того, школы сотрудничают с доп-образованием.
Если дети, начиная с дошкольного возраста, занимаются в какой-либо школе, спортивной секции, то мы даем возможность оставить эту занятость вне территории школы, и она будет учитываться как внеурочная занятость.
Мы хотим в итоге получить разносторонне развитую личность, выявить у ребенка все таланты, развить все способности, дать ребенку навыки, умения, компетенции, которые ему непременно в жизни пригодятся. В начальной школе не идет речь о профориентации, здесь закладываются учебные навыки: умение работать с информацией, с книгой. Это можно формировать в процессе деятельности: игровой, трудовой, исследовательской. Вот для чего нужны дополнительные занятия, факультативы, внеурочная деятельность.
Ирина ЯКОВЛЕВА
- Ольга Анатольевна, стоит ли торопиться с подачей заявления на прием в первый класс, ведь до начала учебного года еще много времени? Или все же лучше побыстрее «застолбить» за собой место в определенной школе?
- Ажиотажа быть не должно, но и затягивать с записью не надо, ведь образовательные учреждения должны основательно подготовиться к встрече детей.
Приемная кампания продлится с 1 февраля по 5 сентября, и в нашем закрытом городе каждый будущий первоклассник будет гарантированно обеспечен мес-
том в школе. Однако обращу внимание северчан на то, что до 30 июня школы будут принимать заявления о зачислении детей в первый класс школ, расположенных вблизи с местом жительства ученика.
В конце прошлого года приказом управления образования мы утвердили перечень образовательных организаций и закрепленных за ними территорий ЗАТО Северск. По большому счету особых изменений в образовательных округах не произошло. Правда, есть небольшие передвижки по улице Ленина: несколько домов, ранее закрепленных за школой № 84, в этом году отнесли к СФМЛ. Дело в том, что в этом микрорайоне появилось много молодых семей с детьми (заселились новые многоквартирные дома), а в школе № 84 нет возможностей открывать дополнительные классы.
- А как быть родителям, которые хотят отдать своего ребенка не в школу по месту жительства, а в какое-либо другое образовательное учреждение?
- Такое желание вполне может сбыться, ведь школы, в которых на 1 июля после приема в первый класс детей из закрепленного микрорайона останутся свободные места, смогут принять тех, кто жаждет обучаться именно там.
- Сколько первоклассников нынче будет в ЗАТО Северск? Больше или меньше, чем в прошлом году?
- В феврале 2018 года, когда был объявлен старт приемной кампании, мы планировали набрать 1491 первоклассника (это дети в возрасте от 6,5 до 8 лет). Но до начала учебного года кто-то из этих детей переехал в другой город, кто-то остался в детском саду. И по факту на 1 сентября 2018 года у нас было 1183 первоклассника.
В этом году рассчитываем, что школы ЗАТО Северск примут 1223 первоклассника.
- То есть новых учебных мест создавать не нужно?
- Новых школ точно не требуется, а вот то, сколько первых классов должно быть в том или ином образовательном учреждении, нужно хорошо просчитывать, поскольку изменились СанПиНы. Дело в том, что на каждого ученика должно приходиться не менее 2,5 квадратных метра площади класса (без учета столов, шкафов и т.п.). А значит, количество детей в классах должно соответствовать определенной площади. Как вам известно, классы в северских школах разные. А потому каждая образовательная организация, просчитав свои территории, определила то количество детей, которое она может принять в первые классы. Вся эта информация размещена на сайтах школ.
- Означает ли это, что в 2019 году нужно создать дополнительно несколько первых классов?
- Да, если в прошлом году у нас был открыт 51 первый класс, то в этом году мы планируем открыть 54 класса.
- Какие документы обязаны предоставить родители вместе с заявлением о приеме ребенка в школу?
- Все общеобразовательные организации на своих сайтах уже разместили необходимую информацию для родителей. Напомню, что мамы и папы или законные представители ребенка должны, кроме заявления о зачислении в школу, предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и свидетельство о регистрации по месту жительства. Конечно, если родители считают необходимым предоставить еще какие-либо документы, сведения о ребенке, они на свое усмотрение могут это сделать. А вот медицинскую карту будущего первоклассника сейчас нести в школу не нужно. Медкарту необходимо будет сдать в школу после окончания ребенком детского сада.
- В почте «Диалога» есть вопрос: примут ли в школу ребенка, которому на 1 сентября еще не будет семи лет, а родители считают, что малыш к школе готов?
- Да, если к началу учебного года ему исполнилось 6,5 лет, то его зачислят в первый класс.
- Но ведь есть детки, которые умеют читать, считать, а иногда даже и писать в 4-5 лет. Многие папы и мамы, стремясь воспитать гения, заботясь о том, чтобы у сына или дочки не пропала тяга к знаниям, стараются отдать способного ребенка в школу пораньше. Мотивация проста: в семь лет ему будет неинтересно заниматься со сверстниками, которые только-только начинают осваивать азбуку.
- Если ребенок действительно настолько интеллектуально развит, его могут записать в школу и в возрасте шести лет. Но в более раннем возрасте мы бы не рекомендовали отдавать детей в школу, ведь надо понимать, что школьная жизнь – это серьезная нагрузка на детский организм, и он должен быть к этому готов. В детском саду, играя, ребенок тоже познает мир, развивается эмоционально, психологически, приобретает важные жизненные навыки.
- Судя по статистическим данным, с каждым годом в детских садах растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Где такие дети смогут получать качественное образование? В каких школах будут открыты коррекционные классы? Каковы правила зачисления здесь?
- Мы даем возможность детям с ограниченными возможностями здоровья после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ее работа заканчивается в мае) пойти в тот или иной класс с коррекционной составляющей. В таком классе ребенок может получить дополнительную специальную помощь логопеда, психолога, любого другого специалиста, который будет прописан в рекомендациях комиссии. В 2019 году, как и в прошлом году, мы планируем организовать три таких класса на базе школ № 83, 84 и 90. Следует отметить, что эти коррекционные классы формируются не по закрепленной территории, а по направленности (информация о видах классов выложена на сайтах образовательных учреждений), а значит, заявления о зачислении детей в эти классы родители могут подавать с 1 июля.
- Вправе ли родители, получив рекомендации обучать ребенка по адаптированным программам, выбрать
не коррекционный класс, а общеобразовательную программу?
- Да, нужно только написать заявление. Инклюзивное образование у нас сегодня широко развито.
- А специалистов для работы с особенными детьми хватает?
- Проблем не возникает. Вы правы, далеко не любой педагог может работать с такими детьми. А потому все педагоги, которые ведут классы коррекционного образования, имеют специальную подготовку. Даже есть школы, которые пусть и не открывают коррекционные классы, но у них есть педагоги, которые с удовольствием работают в рамках инклюзивного образования, когда в обычном классе обучаются 1-2 ребенка с ОВЗ. Как показывает практика, такие дети хорошо адаптируются в классе. Повторю, что по желанию родителей мы можем использовать и такое обучение.
- Как всегда, проводит набор и северская школа-интернат для детей с ОВЗ?
- Да, в основном сюда набираем детей, которым по заключению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендована адаптированная программа. Отмечу, что в школе-интернате год от года растет число детей, поскольку растет потребность в специализированном обучении, в специальном индивидуальном подходе к каждому ребенку.
- Ольга Анатольевна, а вправе ли заботливые папы и мамы выбирать педагога, ведь одним хочется, чтобы первая учительница была непременно современной, молодой, владеющей современными технологиями, а другие предпочитают, чтобы она обладала серьезным жизненным и педагогическим опытом?
- Пожелания пап и мам, конечно же, по возможности учитываются, но все же формирование классов – это прерогатива и компетенция образовательного учреждения. И еще уточню, что классы формируются с 1 по 5 сентября.
- Ольга Анатольевна, помогите разобраться с образовательными программами. Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут, что «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы, а потому пребывает в полной растерянности…
- Все одобренные Минобразом учебники отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. В плане содержания программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а также – порядком подачи учебного материала. Я бы сказала, что нет плохих или хороших программ. Развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.
- Так кто все-таки вправе выбирать образовательную программу?
- Педагог. Предпочтение отдается той, по которой учитель прошел повышение квалификации дополнительно к высшему образованию. Но при этом учителя начальных классов могут использовать только те учебники, которые утверждены федеральным перечнем.
- А внеурочная деятельность обязательна для первоклашек?
- Обязательна. По федеральному государственному образовательному стандарту для учащихся первых классов на внеурочную деятельность отводится от 3 до 10 часов в неделю по выбору родителей. Раньше в школах были группы продленного дня, где дети, пообедав, отдохнув и сделав домашние задания, занимались в каком-нибудь школьном кружке. И никто не жаловался, что это плохо. Сегодня образовательным стандартом предусмотрено, что после трех-четырех уроков и непродолжительного отдыха ребенок может попробовать себя в разных сферах деятельности (спорт, искусство, техническое творчество и т.д.). В школах для этого созданы хорошие условия, есть необходимое оборудование. Кроме того, школы сотрудничают с доп-образованием.
Если дети, начиная с дошкольного возраста, занимаются в какой-либо школе, спортивной секции, то мы даем возможность оставить эту занятость вне территории школы, и она будет учитываться как внеурочная занятость.
Мы хотим в итоге получить разносторонне развитую личность, выявить у ребенка все таланты, развить все способности, дать ребенку навыки, умения, компетенции, которые ему непременно в жизни пригодятся. В начальной школе не идет речь о профориентации, здесь закладываются учебные навыки: умение работать с информацией, с книгой. Это можно формировать в процессе деятельности: игровой, трудовой, исследовательской. Вот для чего нужны дополнительные занятия, факультативы, внеурочная деятельность.
Ирина ЯКОВЛЕВА