Среда
17 апреля 2024г.
04:46
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№14 от 12.04.2024
№ 14 (372)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Одесский характер, сибирская закалка
Орденоносный, заслуженный, уважаемый. И это все о нем – о Василии Ивановиче Довгополом

83-летний ветеран Химстроя, заслуженный строитель РСФСР Василий Дов-гополый уже много лет живет в дачном поселке Смолокурка. На свежем воздухе самочувствие лучше -  красота, воздух отличный. Встанет он утром, поругается с котами, которые любят безобразничать, выпустит собаку углы пометить, если надо, протопит баньку, а там уже и полдень наступил. Самое время чай заварганить. Тут жена позвонит, которая по квартире ходит еле-еле – полчаса из кухни в комнату идет: «Что делаешь?» «Картошку варю», - докладывает он.

Летом ему лучше и веселее за хлопотами, правда, в последнее время ноги стали сильно болеть, но, как говорит, чуть-чуть еще прыгает.

В огороде у него все растет – картошка, морковка, редиска, острые перцы, помидоры, огурцы, яблоки, сливы. Из кухни видна под окном сосна, которую он посадил несколько лет назад. Теперь она скрывает лучи солнца, и в комнате становится не так жарко. Летом к нему наведываются соседи, присматривают за ним – кто борщ в миске принесет, кто – выпечку, кто – еще что-нибудь.

Зимой он здесь, в округе, один. И, конечно же, рад гостям, которые его не забывают.

Если бы я отправился в гости к Василию Ивановичу один, то вряд ли бы нашел его дом с пристройками и огородом. В роли проводника выступил Николай Викторович Старых, который, придя в 1967 году в Химстрой в качестве мастера с ним, бригадиром комплексной бригады СУ-10, проработал десять лет. С собой он взял Николая Алексеевича Савченко - он, попав в 1954 году призывником на «пятый почтовый»,  с Василием Ивановичем проходил срочную службу в одной строительной части, а затем работал, тоже десять лет, в его бригаде, пока сам не возглавил бригаду военных строителей в СУ-12.

По замыслу встреча с давнишним другом должна была оживить разговор, освежить память о том времени и былых делах.

Как Василий Довгополый, родившийся в Одесской области, окончивший шесть классов, выучившийся на тракториста, попал на «пятый почтовый», уже понятно – его призвали в армию, направили в стройбат. А как он стал там маляром – история интересная. Один шустрый паренек ему посоветовал: «Будут спрашивать, какая у тебя профессия, говори – маляр или штукатур. Ты будешь все время в тепле». Мол, это лучше, чем кайлом махать, траншею копать. Солдаты тогда это делали вручную. И когда майор стал опрашивать новобранцев, Василий сказал, что он маляр, хотя кисти ни разу не держал в руках. 
Так он и освоил эту специальность, так и попал в «10-й район отделочных работ», который в 1960 году был переименован в Строительное управление № 10.

Это управление выполняло работы штукатурные, малярные, облицовочные, столярные, изоляционные и гидроизоляционные, делало мягкие кровли, все виды полов. И многие из них освоил Василий Иванович, которого очень быстро назначили бригадиром. В 1962 году он был награжден орденом Ленина – в основном за сдачу 45-го объекта.

Сначала друзья-товарищи вспомнили о том, как, отслужив два года, он и еще 138 солдат из роты, подписав соответствующие договоры, остались работать здесь же, на «почтовом», в Химстрое. На работу и обратно они ходили пешком, жилья не было. Их обещали заселить в барак. Когда это произошло, они быстренько за двенадцать дней оформили барак – поставили в нем перегородки, кровати. Все основательно сделали. А потом конвертики в шапку – и по кругу: кому какая комната достанется.

За хорошую дисциплину и порядок в бараке их премировали. Сначала дали телевизор, затем – радиоприемник, два динамика с проигрывателем. И они каждый вечер в столовой устраивали танцы, на которые охотно приходили девушки. Однажды танцы запретили, сказали: у вас здесь грязно. Что делать? Мыть полы. Тогда все вернется на круги своя. Девчонки швабры, ведра в руки – и вперед. Танцы возобновились.

- У меня была большая бригада – доходило до сорока с лишним человек, - вспоминает Василий Иванович. – В ней были все – и  штукатуры, и маляры, и мраморщики, и монолитчики, и кровельщики, и стекольщики. Не было такой профессии, чтобы я не мог сделать работу своим коллективом.

- Хорошо работалось в его бригаде? - спрашиваю Николая Алексеевича Савченко.

- Хорошо, - подтвердил он. - Характер у него прекрасный. С ним всегда можно было поговорить, договориться. Но в то же время надо работу выполнять.

- Строго спрашивал?

- Не то слово. Бывало, отработаем до шести вечера. Приходим в вагончик, сидим и ждем: сейчас придет Василий Иванович и даст еще команду. Приходит: «Так, ребята, сегодня надо сделать там и там, постелить пластикат. Все – идем и пашем до десяти-одиннадцати часов вечера. Потом звоним диспетчеру. Тот присылает за нами машину или автобус «Машку». И такое часто бывало. Я многому у него научился, многое перенял и применял, когда стал бригадиром. Главное – чтобы дисциплина была.

- И, наверное, умение расставить всех по рабочим местам, - уточняю.

- Два крайних, два средних, - смеется Василий Иванович, рассказав, как он давал задания перед работой членам своей бригады. Эта его фраза стала классической, ее уже ждали. 

- И я подобную методу в своей бригаде потом использовал, - продолжает Николай Алексеевич. - Например, Галина Николаевна, начальник участка, обращается ко мне: «Алексеевич, сегодня машина придет, надо срочно шлаковату разгрузить». Прихожу к своим солдатам. Говорю, что два героя надо. А что делать – не говорю. Выходят – один, второй, третий. И я произношу: «Так, герои – в сторону, трусы - разгружать шлаковату». 

В составе пятнадцати человек наши друзья-товарищи однажды побывали в командировке в Семипалатинске, где выполнялся важный государственный заказ. Приехали в соседнюю деревню, увидели в одном дворе птиц и заспорили, кто это – индюшки или не индюшки? Спросили у хозяина. «Это африканская цесарка», - пояснил он.  Хозяйка пригласила их в дом, за стол. Завязался разговор.

Василий Иванович и Николай Алексеевич колоритно выглядели: черные бороды, футболки на них – кубинские, расписные. Прораб Олег Козлов, еще тот шутник, представил их хозяйке и ее родным и близким, как кубинцев. Говорит, мол, мы их знакомим с обычаями казахстанской жизни. 

- А как звать этого? - спросили его, указав на Николая Савченко.

- Антонио, - ответил прораб, предупредив, что к русскому языку они все еще не могут привыкнуть.

Какие работы они выполняли на полигоне? Обваривали пластикатом бетонные сооружения, которые потом засыпали, и получалась сопка. На работу из вагончиков и обратно они часто добирались, держась… за канат, натянутый по всему пути следования. Без такого приспособ-ления их просто бы сдуло ветром, такой огромной силы он был.

- Да, вбивали колья, металлические трубы, арматуры – натягивали веревку и по ней, как собаки, как мой Дик, бегали, - уточняет Василий Иванович. - А еще у нас глаза заметало пылью. Дело-то происходило летом, и там была сильная пыль.

- 7 ноября народ идет на парад, а мы едем на работу, - вспоминает Николай Савченко то время, когда работал в бригаде Василия Довгополого. - На реакторный покраской заниматься.

- Они там делали полы пластикатовые, - вступает в разговор Николай Старых. - Пластикат заводился на стены – 30-40 сантиметров, чтобы вода не проходила, чтобы уборщица могла мыть. Потом этот пластикат нужно было пристрелять к стенам. В основном этой работой занимались три человека. На одного человека в смену положено сто выстрелов. А они делали до 800-1000 выстрелов из строительно-монтажных пистолетов дюбелями. Хоть они и делали это в наушниках, глаза у них были налиты кровью от ударной волны. Вот такие задания у них были.

В книге «Летопись трудового подвига. От «Пятого почтового» до орденоносного управления «Химстрой», которую недавно презентовали в городском музее, есть упоминание и о Василии Ивановиче.

Вот что о нем в ней говорится: «Василий Иванович Довгополый, сам служивший в стройбате еще до образования СУ-10, вспоминает, что если бригада не выполняла задание, на обед никого не отпускали.

- Дежурный приносил еду в термосах. Кушали на рабочем месте, и снова в бой. Кормили неплохо, но своеобразно: красной рыбы давали столько, что бедные солдатики смотреть на нее не могли.

Когда образовалось СУ-10, Василий Иванович, уже гражданским, перешел туда на работу. Строил ТЭЦ, сдавал первую в России турбину-стотысячку. А потом трудился на 5-м и 45-м объектах.

- Участвовал в работах по металлизации деталей для реакторов, покрытии полов пластикатом. В бетонных каньонах, где под водой хранится радиоактивный продукт, наносил на стены эпоксидную смолу в несколько слоев. Тонны смолы, сотни тысяч метров каньонов… В итоге сдали его чуть ли не на год раньше срока. Тогда много рабочих наградили за этот подарок стране.

В.И. Довгополый был награжден орденом Ленина».

Еще о многом вспоминали ветераны, а под конец нашей беседы-встречи Василий Иванович затянул песню «Заморили, Ваську, заморили…».

- А ты помнишь другие песни – из тех пластинок, что я тебе когда-то из Ростова привез? - спросил его Николай Алексеевич.

Улыбнулся Василий Иванович:

- Конечно. 

И запел одну из них – торжественную, радостную и печальную, какой бывает сама жизнь.

Ее подхватил Николай Алексеевич, и так они вдвоем допели ее…

И в этом было так много смысла, душевной теплоты и озарения, что жизнь удивительна и прекрасна. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске