Вторник
19 марта 2019г.
07:44
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№10 от 15.03.2019
№ 10 (112)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Прокачай свои skills!
Сегодня в России развитию технического творчества детей, повышению у школьников интереса к наукоемким технологиям уделяется особое внимание, ведь самыми востребованными специалистами в экономике становятся инженеры, специалисты в сфере IT-технологий, высококвалифицированные рабочие, обладающие знаниями программирования.

Отвечая на вызовы времени, северская школа № 196 не только участвует в муниципальных проектах «Школьный технопарк» и «Северская инженерная школа», но и, имея современное оборудование, проводит конкурс «Прокачай свои skills» (то есть навыки, умения).

Очередной уже третий региональный конкурс, который прошел с 27 февраля по 1 марта, собрал 130 школьников 4-11 классов из 60 команд общеобразовательных учреждений Северска и Томска. В этом году выросло не только количество участников и партнеров конкурса, но и число компетенций, которые оценивает жюри. К пяти прежним добавились еще «Фрезерные работы на станках с числовым программным управлением» и «Электроника. Arduino».

- Микроконтроллеры «Arduino» используются во всех роботах, передвижных элементах, которые можно программировать. За ними будущее, - рассказывает Роман Титов, учитель информатики школы № 196. - И в  нашей школе ребята с удовольствием занимаются этим направлением.

По-прежнему вызывали немалый интерес у участников и прежние компетенции конкурса: «Мобильная робототехника», «Лабораторный химический анализ», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «3D-моделирование (прототипирование)» и «Системное администрирование».

- Я уже второй раз участвую в состязаниях системных администраторов, - говорит девятиклассник СФМЛ Дмитрий Дужинский, прошлогодний серебряный призер. - В этом году задания для меня не очень сложные: установить операционную систему, антивирус, настроить некоторые программы. Я это делал много раз: меня, бывает, и друзья просят настроить компьютеры, и учителя. Мечтаю стать программистом, и такие конкурсы дают мне возможность проверить свои способности и навыки.

В последний день конкурса мы побывали в мастерской школы № 196, где ребята показывали свои умения в компетенциях «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», а также в классе 3D-моделирования.

Оказалось, что между этими компетенциями много общего. От оператора сначала требуется создать 3D-модель детали, описать ее, чтобы точно составить программу, которая управляет станком или 3D-принтером. Ошибка дорогого стоит: от каждой буквы, цифры, неправильно поставленного знака зависит траектория движения рабочего механизма.

К тому времени работы на гравировально-фрезерном оборудовании уже завершились. Руководитель компетенции Дмитрий Ярушин показал одно из изделий, которое получилось у ребят. На квадратной форме из дерева были видны различные элементы: контур, ступени, канавки, вырезанные шестигранники, круглые углубления и выступы. 

Чтобы работа была идеальной, точно соответствовала заданным параметрам, ребята должны обладать знаниями черчения, математики, информатики, трехмерного моделирования, физики, учитывать свойства материалов – например, направление волокон у деревянной заготовки для недопущения скалывания при обработке детали.

Схожие умения требуются и от ребят, работающих на токарном станке с ЧПУ. Обычно задания выполняет команда из двух человек. Один разрабатывает 3D-модель и пишет программу для обработки детали, второй настраивает станок, устанавливает резцы и вводит управляющую программу.

Восьмиклассники школы № 196 Михаил Гребенщиков и Савелий Андрианов колдовали около станка, который должен был выточить из дюралюминия цилиндрическую деталь, состоящую из четырех ступеней. От конкурсантов требовалась не только внимательность в расчетах, но и ювелирная настройка оборудования: допускалось отклонение в размерах детали не более чем на 0,1 мм (это ширина человеческого волоса).

- В основной учебной программе работа на станках с ЧПУ до сих пор не была предусмотрена. Проводились только профильные элективные курсы для учащихся 9-10 классов, - рассказывает Дмитрий Борисович. - Но в этом году в связи с предложением президента России об обновлении технологического образования мы постараемся ввести эти занятия и в рамках учебного процесса.

По мнению Дмитрия Ярушина, начинать знакомить школьников с умными станками надо было еще лет 30 назад. Тогда в стране, конечно, не хватало финансирования на закупку высокотехнологичного оборудования для школ. Но сегодня ситуация постепенно меняется. Несколько лет назад огромную финансовую помощь городам своего присутствия оказала ГК «Росатом». На эти средства в том числе были приобретены токарные и фрезерные станки для школы № 196. И как результат – теперь многие учащиеся 10-11-х классов связывают свое профессиональное будущее с машиностроительным направлением. А в позапрошлом году двое девятиклассников поступили в Томский экономико-промышленный техникум на обучение по специальности оператора станков с ЧПУ.

Загружены работой и 3D-принтеры, приобретенные благодаря проекту «Школьный технопарк» и программе «Атом-класс». На факультативных занятиях собираются учащиеся самых разных классов: ведь это настоящее волшебство, когда по заданным тобой параметрам аппарат изготавливает фигурку животного, логотип на значке или деталь от какого-нибудь механизма.

- Сегодня 3D-принтеры уже печатают человеческие органы, протезы и жилые дома. Все, что раньше было трудоемким и делалось руками, теперь выполняет техника, – отмечает десятиклассник томской школы «Перспектива» Алексей Дмитриев.

Принтер Алексея только что закончил печатать пластиковые шестеренки и приступил к производству рычага – деталей, которые по легенде конкурса сломались в устройстве с конвейерной ленты. Чтобы проверить качество выполненной работы, детали устанавливали в вышедший из строя механизм и приводили его в действие.

Алексей поделил третье место в номинации 14+ этой компетенции с хозяевами конкурса, а в паре с еще одним представителем школы № 196 Андреем Шпатовым показал лучший результат среди фрезеровщиков.

В актовом зале Северского технологического института награды победителям и призерам вручила заместитель главы администрации по социальной политике Лариса Лоскутова.

Победителями, кроме уже названных ребят, стали: 
• в компетенции «3D-моделирование (прототипирование) 10+» - Федор Синицин и Михаил Куршин, ШЦТ «Технариум ТУСУР»;
• в компетенции «3D-моделирование (прототипирование) 14+» - Роман Лобанов и Данил Макасеев, СФМЛ; 
• в компетенции «Электроника. Arduino10+» - Сергей Хлопцов, ШЦТ «Технариум ТУСУР»;
• в компетенции «Электроника. Arduino 14+» - Матвей Шиширин, ШЦТ «Солнечный»;
• в компетенции «Системное администрирование 10+» - Виктория Новожилова, школа № 87;
• в компетенции «Системное администрирование 14+» -Дмитрий Дужинский и Владимир  Гайдук, СФМЛ;
• в компетенции «Мобильная робототехника»  - Иван  Озеров и Всеволод Сидоркин, СФМЛ.

А десятиклассник школы № 196 Кирилл Саулов был отмечен дипломом первой степени сразу по двум направлениям и еще в одном он занял третье место: вместе с Ириной Кикениной победил  в компетенции «Лаборатория химического анализа», а вместе с Егором Никифоровым - в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Диплом третьей степени он получил за совместный труд с Андреем Шпатовым в компетенции «3D-моделирование (прототипирование) 14+».

- Да, я участвую сразу в нескольких компетенциях. Это связано с поиском профессии, которая мне будет интересна, - говорит Кирилл. - Изначально я видел себя инженером, изучал программы для 3D-моделирования и работы на станках с ЧПУ. Но когда в восьмом классе у нас началась химия, я понял, что она мне ближе. Этот конкурс дает мне хорошую практику, опыт, позволяет изучить новые методы, закалить себя в условиях конкуренции и ограниченного количества времени, выделенного на выполнение работы. По сравнению с прошлым годом задания усложнились и приблизились к уровню конкурсов «JuniorSkills» и «WorldSkills, которые выполняют студенты третьего курса.

Как видим, конкурс «Прокачай свои skils» развивается. И вполне возможно, что в ближайшем будущем вырастет его статус. По словам директора школы № 196 Елены
Леонтьевой, к организаторам уже поступают предложения сделать региональный конкурс всероссийским. Планируется, что в следующем году в нем примут участие школьники из закрытых городов ГК «Росатом».

Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске