Суббота
27 апреля 2024г.
04:25
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Уникальные проекты для маленьких северчан
В прошлом году Центральная детская библиотека стала победителем конкурса социально значимых проектов ГК «Росатом» и выпустила книгу «Северские истории» для детей шести-восьми лет. В ней в занимательной, познавательной, игровой форме рассказывается об истории нашего города, территории, на которой мы живем. 

До этого детская библиотека никогда не издавала книги. Для нее это был первый опыт, и он оказался удачным. «Северские истории» получили массу положительных отзывов от воспитателей, педагогов, родителей. Стало понятно, что краеведческих изданий, рассчитанных именно на детскую аудиторию, городу очень не хватает. 

Говорят, даже Утесов приезжал!

- Оказалось, что эта книга очень востребована у родителей наших читателей, - говорит методист библиотеки Ольга Банникова. - Они с не меньшим, а некоторые с большим восторгом, ее читали, нажимали на «интерактивную» кнопку, которая, конечно же, понравилась и детям. Ребенку прочитали страницу, говорят: «А теперь нажми кнопку, закрой глаза и переверни страницу». И он, как на «машине времени», переносится из эпохи в эпоху. Дети как существа легкие, с богатым воображением живут, играя. На нашей первой встрече, оформленной как театрализованное представление, они активно включались в этот интересный процесс путешествия в прошлое своей малой родины. Для них, как и для родителей, это оказалось очень удачной находкой. И поэтому у нас не оставалось шансов, чтобы не продолжить краеведческую тему. В этом году Центральная детская библиотека подала две заявки на конкурс социально значимых проектов ГК «Росатом», и обе они были одобрены. Один из победивших проектов называется «БиблиоЛаб: краеведческое моделирование», в рамках которого будет издана книжечка, имеющая сегодня рабочее название «Почтовый ящик № 5». 

Она посвящена истории северских географических названий. В ней доступным языком, в некоторых местах тоже в игровой форме будет рассказано о происхождении северских названий (соответствующую помощь снова окажут сотрудники музея Северска). И рассчитана она уже на детей девяти-двенадцати лет. 

- Хоть Северск – город небольшой, топонимов – а это и есть названия географических объектов – в нашем городе множество, - замечает Ольга Борисовна. -  Причем, помимо официальных, например, улица Ленина, поселок Иглаково, река Большая Киргизка, есть и не менее, а то и более интересные неофициальные наименования: Шелемеховская горка, «Белая аптека».

Многие коллеги, думаем, согласятся с нами, что болью всех краеведов является незнание детьми истории своей малой родины. Они вам расскажут про египетские пирамиды, древнегреческие Афины, потому что это раскручено, об этом много говорят, это модно. Но история земли, на которой родился, тоже полна и тайн, и сенсаций, и достойна того, чтобы ее знать и изучать. Именно поэтому мы и выступили инициаторами этого проекта. 

Как говорит Ольга Банникова, главная задача – рассказать, почему так, а не иначе, все в городе называется. Ведь даже многие взрослые, например, не в курсе, что улица Ершова названа вовсе не в честь автора «Конька-Горбунка». А уж для детей и подростков все эти улицы Свердлова, Леонтичука, Крупской, Чапаева и другие – вовсе как китайская грамота. Кто из подростков знает, откуда взялись Парусинка, Смолокурка? Очень интересен путь, который прошло название самого города. А Чекист? Столько всего было. Говорят, даже Утесов приезжал!

- Эта тема очень интересная, глубокая, обширная, - говорит Ольга Борисовна. - Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всем. Это невозможно. Топонимов очень много. Наша задача – вызвать интерес у читателя, чтобы он продолжил исследовать географические названия Северска, а вместе с этим узнал бы больше об истории страны.

Кульминацией проекта станет дистанционный конкурс для школьников «Улицы будущего». Участникам нужно будет подготовить творческий проект и предложить с обоснованием названия улиц, которые могут появиться в Северске в будущем. Такое краеведческое моделирование, вошедшее в название проекта. В честь каких персон, событий можно их назвать? Какие, может, памятные даты отразить? Над этим и предстоит подумать северским школьникам. 

«А когда мы умрем, атомы останутся?»

Второй проект называется «Школа маленького атомщика».

- Идея детского проекта, связанного с атомной промышленностью, родилась в конце прошлого года, когда мы начали разрабатывать планы на 2020 год, - рассказывает директор Центральной детской библиотеки Ольга Кулакова. - И 75-летний юбилей атомной отрасли – это отличный повод познакомить маленьких северчан с профессией их родителей, многие из которых связали свою жизнь с Сибирским химическим комбинатом. Постепенно идея наполнялась содержанием, и весной мы решили попытать счастья, подав заявку на  конкурс. И оказались в числе победителей. 

Отметим, что идею проекта поддержал СХК, который предоставил материалы для его подготовки и реализации, а также подарки будущим участникам. Кроме этого, партнером проекта выступил и Информационный центр по атомной энергии в городе Томске. 

- Этот проект для старших дошкольников (но может быть адаптирован и для ребят первых-вторых классов), - пояснила Ольга Банникова. - И он, конечно, не ставит целью объяснить детям атомную физику. А вот дать самые-самые общие представления об атомной теории, познакомить с профессиями людей, связанных с атомным производством, развить кругозор и фантазию – это да. 

В помощь ребятам подготовлена и готовится к печати книжечка «Тетрадь маленького атомщика». В ней будет 16 глав, с разных сторон раскрывающих сквозную тему проекта: кто вообще такие атомщики, что они делают и как ими стать. А также – описания простых опытов и заданий. Каждый маленький участник, а в этом пилотном проекте примут участие 100 дошколят, получит такую тетрадь в личное пользование. 

- Мы постарались сделать занятия школы максимально наглядными, практико-ориентированными, понятными и посильными детям этого возраста, - отметила Ольга Банникова. - То есть ребята не просто сидят и слушают бесконечный монолог библио-текаря, а вместе с ним исследуют окружающий мир. Отвечая на проблемные вопросы: почему краска растворяется в стаканчике с водой, почему пустая баночка пахнет кофе, как обогреть огромную стоэтажку и другие. Ну и, конечно, в таком возрасте нельзя просто усидеть на стуле, когда вокруг так много интересного. Мы будем «ловить» атомы, «вырабатывать энергию, конструировать мост». А еще сочиним сказку, вспомним историю города.  
Как сказала Ольга Борисовна, днем ранее она открывала первое занятие в детском саду. И дети из подготовительной группы живо реагировали на информацию. 

- Некоторые из них задавали просто уникальные вопросы, - рассказывает она. - После завершения занятия один мальчик подошел и, начав издалека, спросил: «А вода, питье тоже из атомов состоят?» Получив утвердительный ответ, продолжил: «Солнечная система – тоже из атомов?». «Да из атомов», - я снова подтвердила. «А когда мы умрем, атомы останутся?» - задал он вопрос. «Да, останутся», - ответила я ему. 

Как говорят библиотекари, уникальность этого проекта в том, что все материалы в полном объеме будут доступны на официальном сайте библиотеки. И тетрадь можно будет скачать, и видеозаписи самих занятий посмотреть – просто открывай сайт и становись атомщиком.

Оба проекта будут реализованы и завершены в конце декаб-ря нынешнего года. Как сказала директор библиотеки, от того, что Росатом их поддержал, выиграют северские дети. Все делается для них. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске