Понедельник
29 апреля 2024г.
13:57
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№16 от 26.04.2024
№ 16 (374)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Остроугольный треугольник: власть, перевозчики, пассажиры
На прошлой неделе перевозчики Томска и Северска написали открытое письмо жителям области и органам власти, в котором уведомили, что отказываются перевозить пассажиров по единым социальным проездным билетам. Перевозчики просят областную власть полностью, а не частично компенсировать провоз граждан, пользующихся социальными проездными, и до решения данного вопроса действие ЕСПБ в регионе приостановить. 

Пока суд да дело 


Эту ситуацию уже в начале нынешней недели осветили ряд информационных агентств и порталов. 

В частности,  обращалось внимание на то, что согласно областному закону затраты перевозчиков на провоз пассажиров по социальным проездным билетам компенсировались из бюджета региона частично. И в открытом письме перевозчиков сказано, что оплата стоимости перевозок по ЕСПБ отличается от утвержденных в транспорте тарифов «в сотни раз», то есть перевозчики за провоз граждан по проездным получают существенно меньшие суммы, чем за провоз пассажиров по установленному тарифу. 

В связи с этим несколько перевозчиков в 2020 году обратились с иском в областной суд, чтобы признать недействительным слово «части» в областном законе, из-за которой стоимость проезда компенсируется перевозчикам не полностью. Областной суд исковые требования перевозчиков не удовлетворил, однако Пятый апелляционный суд в Новосибирске, в котором истцы обжаловали решение, согласно информации из письма, признал слово «части» в законе недействительным. Кассационный суд поддержал апелляционный. Впоследствии перевозчики обратились в облсуд с иском об изменении методики расчета субсидии. Областной суд в требованиях отказал, однако апелляционный 21 января 2022 года отменил его решение и признал действующую методику недействительной. 

Не надо нарушать закон! 

«Между тем в настоящий момент никакой иной методики расчета субсидии не существует, то есть отсутствует легальный правовой механизм, позволяющий перевозчику получить оплату стоимости услуг по перевозке по ЕСПБ. Однако существует закон, который возлагает на перевозчиков обязанность оказания услуг по проездным. То есть фактически за проезд граждан по ЕСПБ никто не может произвести оплату, исходя из установленных тарифов», - говорится в письме. 

С другой стороны, приводится комментарий начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрия Баева, который сообщил о том, что отказ перевозить пассажиров по ЕСПБ является нарушением федерального и областного законодательства, и что порядок предоставления права проезда по ЕСПБ и возмещения затрат перевозчикам в целом продолжает действовать. По словам Баева, на протяжении всего времени действия единого социального проездного билета ни один из частных перевозчиков, в том числе подписавших открытое обращение, не представил подтвержденной информации о фактически перевезенных пассажирах по ЕСПБ. 

«Поэтому невозможно оценить, в каком объеме установленный порядок не позволяет возместить их затраты, связанные с перевозкой льготников. Установленный порядок [...] предусматривает множество факторов [...]. Это объем перевозок по информации самих перевозчиков, параметры маршрутов, вместимость транспортных средств, сезонность перевозок и другие. На длинных маршрутах, при большем количестве рейсов, транспортными средствами большей вместимости, на маршрутах, вывозящих в пригород в дачный сезон, перевозится больше пассажиров по ЕСПБ. При этом на пригородных маршрутах стоимость проезда выше, чем в городе, учитывая особенности их экономики, в том числе протяженность», – говорит Юрий Баев. 

Как разъяснил начальник транспортного департамента, говоря о методике расчета компенсаций из бюджета, суд первой инстанции отказал перевозчикам-заявителям в их претензии. Решения суда второй инстанции в полном объеме пока нет. Чтобы понять, в чем суд считает несоответствие методики закону, надо его дождаться. 

«Однако порядок предоставления права проезда по ЕСПБ и возмещения затрат перевозчикам в целом продолжает действовать. Добросовестные перевозчики продолжают перевозить граждан по ЕСПБ. Отказ же является нарушением федерального и областного законодательства. По данным фактам будет инициировано обращение в уполномоченные правоохранительные органы», – прокомментировал Баев. 

Обязаны по контракту 

О сложившейся ситуации, касающейся в большей степени нашего муниципалитета, в минувший понедельник высказался и начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации ЗАТО Северск Александр Вышебаба на встрече с журналистами северских СМИ: 

- С конца 2014 года в нашей области действует закон № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте», - напомнил он. - Этим законом были определены категории граждан, которым предоставлялось право, приобретая единый социальный проездной билет, осуществлять проезд на любых маршрутах области, за исключением междугороднего сообщения, кроме агломерации Томск – Северск – Томский район. То есть наши городские перевозки, а также перевозки из Северска в Томск и обратно попадали под действие ЕСПБ. 

В рамках исполнения этого закона при организации конкурсов, которые мы провели в конце прошлого года и заключили пять новых муниципальных контрактов с перевозчиками уже для осуществления перевозок по нашему городу, им также была вменена обязанность осуществлять проезд по ЕСПБ. Это закреплено нашими контрактами, и перевозчики обязаны соблюдать эти условия. 

- А если это условие они не соблюдают, то какие меры администрация муниципалитета может предпринять? 

- Первые меры – это те, которые предусмотрены нашими заключенными контрактами: неисполнение условий контракта влечет соответствующие санкции для исполнителей. Контрактами предусмотрены штрафные санкции в случае невыполнения, в том числе и условия по перевозке пассажиров по ЕСПБ. 

И до конца прошлой недели случаи отказа в провозе по единому социальному проездному билету нами фиксировались. Они действительно были и до этого. Мы точечно разбирались с каждой ситуацией, проводили претензионную работу с перевозчиками. И по итогам отчетного периода, у нас это январь, будем закрывать количество транспортной работы, которую они выполнили с учетом всех факторов исполнения и неисполнения условий контракта. 

Помимо штрафных санкций контрактом также предусмотрена возможность расторжения договоров с перевозчиками, в том числе в одностороннем порядке. Однако невыполнение проезда по ЕСПБ, к сожалению, основанием для одностороннего отказа не может являться. Расторжение контракта может быть проведено только в судебном порядке. Как показывает практика, такие суды могут длиться несколько месяцев. И за это время мы не вправе будем заключать контракты с иными перевозчиками на те же муниципальные маршруты. 

Что зависит от муниципальной власти? 

- А не было ли желания у местной власти каким-то образом подставить плечо перевозчикам в этом вопросе? 

- Вообще эта льгота региональная, поэтому  решение  вопроса по ЕСПБ   находится в ведении профильных областных департаментов. Это областной закон. Администрация города прорабатывает вопрос о том, чтобы каким-то образом оказать поддержку перевозчикам, добросовестно исполняющим свои обязанности, и предоставить им в том числе какие-то субсидии. К сожалению, желания муниципалитета и даже наличия возможности стимулировать перевозчиков недостаточно, необходимо правовое обоснование и полномочия оказания такой поддержки. Очевидно, в связи с создавшейся ситуацией меры будут приниматься на областном уровне. 

- Представители администрации нашего муниципалитета будут участвовать в этой работе? 

- Разумеется, мы будем принимать самое непосредственное участие в обсуждении вариантов выхода из сложившегося кризиса. Потому что у нас количество льготников достаточно большое. И мы прекрасно понимаем, в какой трудной ситуации они сейчас оказались. Однако окончательное решение будет приниматься именно областными властями.

- Из тех перевозчиков, кто подписал открытое письмо, сколько относится к нашему городу? И какие это маршруты? 

- В настоящее время у нас по муници­пальным контрактам заключены договорные отношения с тремя перевозчиками. Это ООО «ЕВРОТРАНСВЛАДИМИР», работающее по трем муниципальным контрактам (маршруты 7, 17, 142, 30, 141, 10, 31). Также заключены контракты с ООО «Маршрутная транспортная компания» (маршруты 29, 145) и ООО «РЕГИОНСИБИРЬ» (маршруты 32, 9, 146). Все эти перевозчики присоединились к открытому письму и фактически прекратили провоз пассажиров по ЕСПБ. 

- Александр Михайлович, в УЖКХ ТиС уже поступали обращения от северчан по поводу того, что перевозчики отказывают льготникам в проезде по ЕСПБ? 

- Да, обращения к нам поступают, и если ранее они носили разовые, несистемные случаи, то с пятницы прошлой недели жалобы носят массовый характер. К сожалению, помочь людям при всем желании моментально мы не можем. Со своей стороны предпримем все законные меры, задействуем все рычаги, в рамках наших полномочий. С перевозчиками проведено внеплановое совещание в выходные дни. Несмотря на то, что наши северские перевозчики действительно фактически не получают в настоящее время компенсации из областного бюджета своих затрат на перевозки льготников, убеждаем и призываем их соблюдать областной закон и выполнять свои обязанности по контракту, а в случае несогласия с какими-то действиями органов власти области – оспаривать это дело в установленном законом порядке, не ущемляя права льготников. Завтра нами организовано совместное совещание с участием перевозчиков и областных профильных департаментов, отвечающих за пассажироперевозки и оказание мер социальной поддержки.

Что же дальше? 

- В январе существующий метод расчета компенсации перевозчикам был отменен Пятым апелляционным судом в Новосибирске. Должна появиться новая методика расчета и только тогда уже будет какое-то движение дальше? 

- Да, ситуация именно из-за этого решения суда пришла к тому, что мы сейчас наблюдаем. Поскольку сейчас закон есть, а действующий порядок, каким образом выплачивать компенсацию перевозчикам их затрат на перевозку льготников, к сожалению, признан судом, апелляционной инстанцией, не действующим. Областными властями должен быть разработан новый порядок, который будет объективно обеспечивать затраты на льготные перевозки. И только после этого система начнет работать. 

Мы со своей стороны, конечно, понимаем перевозчиков. Но больше мы понимаем наших граждан и, отстаивая их права, готовим обращение в правоохранительные органы для проведения проверки на предмет законности действий перевозчиков, выражающихся в отказе предоставлять право проезда по ЕСПБ, и принятия мер реагирования в соответствии с действующим законодательством.

- Сегодня многие северчане задают вопрос: «Как нам быть? Мы приобрели ЕСПБ, заплатив 280 рублей. А теперь нам говорят, что он не действует. Нам вернут деньги?»

- Ответ на этот вопрос может дать только тот, кто выпускает и реализует эти билеты – областной департамент социальной защиты населения. И считаю, что он должен обеспечить решение вопроса с тем, чтобы перевозчики начали возить по ЕСПБ, в противном случае обеспечить людям возврат денег, которые они заплатили за социальный проездной билет.

Алексей БЕЛКИН
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске