Понедельник
29 апреля 2024г.
07:29
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Между прошлым и будущим
Наводить мосты между прошлым и будущим – его профессиональный и жизненный интерес: любовь к истории, увлечение исследованиями и установлением причинно-следственных связей событий, происходящих в обществе, обусловили поступление на исторический факультет, а тяга работать с детьми (будущими профессионалами, от которых зависит, каким будет завтра нашей страны) привела его в педагогику. Кто он? Участник муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России» Илья Костень, учитель истории и обществознания школы № 196.

С выбором своей профессии молодой и талантливый педагог определился еще в школе. Говорит, потому что у него были очень хорошие учителя – профессионалы, отлично знающие свой предмет, а еще очень мудрые, добрые и справедливые люди, умеющие найти подход к каждому ребенку.

Первый опыт на педагогической стезе он приобрел еще будучи студентом: учась на пятом курсе в Томском государственном педагогическом университете по специальности «Историк», Илья Костень год преподавал в томской школе № 54. По окончании вуза молодому специалисту предложили работу в родном Северске в школе № 78. А через пять лет он перешел в школу № 196, где ему предложили лучшие условия. Здесь, спустя год, он стал еще и заместителем директора по правовому воспитанию. 
Коллеги, помимо иных его профессиональных и личностных качеств, отмечают, что у него потрясающий контакт с детьми, которые взахлеб рассказывают о нем, как об историке, умеющем красочно и интересно донести многие факты, как о классном руководителе, который в теме всех их подростковых переживаний. И родители многих учеников также с теплотой отзываются о нем: знания дает отличные, к детям относится с уважением, к тому же папам и мамам может дать дельные советы в вопросах воспитания.

Илья Павлович считает, что каждый ребенок – это исследователь, а его задача как педагога – помогать находить детям правильный путь на каждом уроке, в жизни. Он обращает внимание на то, что современные школьники очень самостоятельные, и поэтому не нужно навязывать им истины, учителю лишь нужно оказать им содействие в их открытии. 

- Со всеми детьми можно найти общий язык, со всеми можно работать, - уверяет он. - Впрочем, и педагогу в любой школе можно себя проявить, найти свою аудиторию. Все зависит от человека и поддержки коллег. 

Как мы уже отмечали, в этом году Илья Костень пробует себя в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года России», первый, заочный тур которого стартовал 18 января. 

Почему решил поучаствовать в нем?

- Мой педагогический стаж уже десять лет, - говорит он. - Понимаю, что за это время у меня накопился опыт, которым можно поделиться с другими. При этом подчерк­ну, что участие в конкурсе отнюдь не для хвастовства: мол, посмотрите на меня, какой я молодец. Ведь подготовка к конкурсу такого уровня невозможна без поддержки моего коллектива. Я расцениваю конкурс в первую очередь как площадку для трансляции своего опыта, знаний молодым коллегам (в свое время мне очень не хватало таких подсказок, идей, наработок). А еще это и проба своих сил в чем-то новом. Так, у меня складываются хорошие отношения со своими учениками. И предмет мой они любят. Интересно попробовать себя в деле с классом незнакомым.

Спрашиваю Илью Павловича о том, какие он презентует методики и вообще использует в учебном процессе.

- Я бы сказал – не новые, а эффективные, - говорит он. - Дело в том, что многие методики существуют уже давно, появились в советские времена. И в этой связи уместно сказать, что почти все новое – это хорошо забытое старое. Тут вопрос в применимости этих технологий, в желании с ними работать и добиваться результата. Основа у меня – это системно-деятельностный подход. Ставку делаю на развитие критического мышления, что опять же по нашим положениям, по Федеральному государственному образовательному стандарту каждый учитель должен делать. Но как на практике это проявляется в школе - это другой вопрос, зависит во многом от конкретного учителя и, возможно, от контроля за этим учителем со стороны школы. Сам же я убежден, что основа успеха – это хорошие отношения с детьми. Не то чтобы они должны быть дружескими, но ребенок должен видеть в педагоге человека, к которому всегда можно обратиться за помощью, советом, с вопросом, и который, в свою очередь, может обратиться к школьнику. То есть преподавание – это диалог. 

- Как правило, в современных школах педагогический коллектив женский. А вот учителей-мужчин очень мало. Трудно работать?  - спрашиваю я его.

- Это только плюс (смеется). Конкуренция меньше. На самом деле в последние годы мужчин становится все больше в преподавании. Считаю, это связано с тем, что потихоньку восстанавливается престиж профессии. Это умственная работа, требующая полной самоотдачи. Да, раньше была проблема – низкие зарплаты. Но в последние годы, по крайней мере, по опыту города Северска, зарплаты у нас достойные. Хочется большего? Все зависит от результата твоей работы: от участия в конкурсах, трансляции своего опыта, огромного количества мероприятий с детьми, результативности экзаменов. Здесь вопрос желания, амбиций. Например, в нашей 196-й школе педагогов, занимающих активную жизненную позицию, всегда поддержат коллеги и администрация школы. Конечно, до Москвы нам далеко, но мы стремимся. В Северске вообще особое отношение к учителям – как к людям, а не просто работникам.

- Сегодня в школы действительно приходят молодые специалисты?

- Да, приходят. Например, в нашей школе таких много, у нас средний возраст работников составляет 42 года, что очень даже неплохо! Когда я начинал работать, был белой вороной, меня с вахты в первой школе прогоняли, принимая за старшеклассника: мол, мальчик, что ты тут сидишь. Я был единственным молодым педагогом-мужчиной. Сейчас ситуация меняется.

- То, что вы – педагог-мужчина, к вам дети по-другому относятся, настраиваются на урок?

- Да, мне проще контролировать дисциплину на уроке. Многие дети ко мне тянутся, желают пообщаться. Мужчинам в школе хорошо. Мы пока «краснокнижный» вид, но нас берегут, нас становится все больше. 

- Чем будете удивлять на конкурсных испытаниях?

- Не чем, а кем! Собой буду удивлять, своими профессиональными качествами, харизмой. А еще постараюсь удивить нашей «школой». Ведь для полноценного формирования педагога как профессионала недостаточно вузовских знаний – необходим опыт, наставничество коллег, поддержка руководства. 

- Илья Павлович, как предмет история сейчас, наверное, приобретает важное, особое значение…

- История всегда была одним из важнейших предметов. В нашей стране в последнее время ему государство уделяет особое внимание. Это предмет не простой в том плане, что он должен отвечать на какие-то современные вызовы. В зависимости от ситуации в стране, мире мы, историки, должны оперативно реагировать на настроения в обществе, формируя сознание детей как граждан своей страны. И государство на нас рассчитывает, что мы его не подведем, что мы поддержим его программу. Но это не значит, что мы на уроках истории занимаемся пропагандой. У нас есть программа, которой мы следуем. История - это в первую очередь наука.

- У вас хватает времени для отдыха?

- У нас любят говорить, что профессия учителя – это призвание. Это так. Но это не означает, что работа должна весь твой день и всю твою жизнь занимать. Мы, педагоги, разумеется, тоже отдыхаем, после окончания рабочего дня превращаемся в обычных людей. Если говорить об увлечениях, то люблю читать. Главное же хобби – это, конечно, путешествия. Раньше мы с супругой часто ездили за границу. В последнее время стали предпочитать путешествовать по России. Супруга работает в туристической фирме Томска. Так что увлечения у нас общие!

Об участии в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года России» Ильи Костеня мы спросили директора школы № 196 Татьяну Соколову. 

- Вообще профессиональные конкурсы очень важны, - сказала она. - Я и как педагог с тридцатилетним опытом, и как руководитель школы отношусь к этому очень серьезно. Поскольку это не только обмен опытом. Это анализ и структурирование собственной деятельности. Это зеркало, которое показывает: вот современные тенденции, их понимаешь очень ярко и задаешься вопросом, в ту ли сторону ты движешься в своей работе, правильно ли действуешь. Это новое общение с людьми горящими, увлеченными, замотивированными. Это лучшее лекарство от профессионального выгорания. Это поддержание воспитания, развития учительского интереса, особенно у учителей, достаточно молодых по возрасту. Потому что для них эти конкурсы открывают новые творческие горизонты, дорогу вперед, как когда-то этот конкурс открыл ее для меня, то есть мой дальнейший профессиональный путь позволил переосмыслить.

Поэтому я рада за коллег, которые участвуют в этих конкурсах. На мой взгляд, с их помощью формируется педагогическое братство настоящих профессионалов, учителей, для которых работа с детьми – это призвание.

Илья Павлович – педагог, увлеченный своим делом. Его очень любят дети. Он на самом деле тот пример педагога-мужчины, в которых очень нуждается наша нынешняя современная школа. Илья Павлович любит все новое, то есть смотрит вперед. И вместе с тем достаточно гибко может действовать по ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей.

Как мы выяснили, Илья Костень сумел зарекомендовать себя весьма положительно не только на уроках. Этот педагог особое внимание уделяет еще и внеурочной деятельности учащихся: на занятиях музейного дела он развивает у детей интерес к сохранению своего культурного и исторического наследия, а на занятиях финансовой грамотности формирует у ребят основы разумного потребления и навыки обращения с финансами. 

Илья Павлович считает, что современному учителю необходимо обладать такими качествами, как интеллигентность, вовлеченность, мобильность, сдержанность, толерантность и, конечно, профессионализм. Также он должен в совершенстве владеть техническими средствами и новыми технологиями. Учитель должен раскрывать возможности и таланты каждого ученика.

Вот такой он, современный учитель истории и обществознания – человек, наводящий мосты между прошлым и будущим.

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске