Категории
Политика
(39)
Экономика
(76)
Образование
(332)
ЖКХ
(274)
Культура
(122)
Спорт
(217)
Общество
(544)
Наука и техника
(14)
Происшествия
(21)
Медицина и здравоохранение
(106)
Прочее
(22)
Самуправление – самореализация, а не самоуправство!
Школьное самоуправление – это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». И как говорят специалисты, руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, - детей, невозможно. Школа – единый организм, и ученическое самоуправление – одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту целостность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок, участвующих в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д. Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Созидательный вектор
И как обращают внимание специалисты, своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности - человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего не только мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками. Цель школьного самоуправления - осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них. Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель - помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
От слов – к делу!
В Северске 7 сентября в актовом зале школы № 198 состоялся форум «Ученическое самоуправление». В нем приняли участие делегаты от каждой общеобразовательной организации: команды, состоящие из четырех учащихся восьмых-одиннадцатых классов и председателя педагогического совета.
Приветствуя их, директор Ресурсного центра образования Алла Ниякина сообщила о том, что днем ранее состоялась встреча с председателями советов самоуправления школ, в том числе с ребятами, которые еще таковыми не являются. И на ней было решено создать муниципальный совет ученического самоуправления, в состав которого они войдут.
- Мы продуктивно поработали, выявили некие проблемы и видим перспективу нашей деятельности. Еще мы вчера провели и выборы в муниципальный методический совет – выбрали его секретаря и председателя, - отметила Алла Анатольевна.
Участникам форума она пожелала обсудить острые проблемы, договориться о путях их решения и о дальнейшей совместной работе.
Чей пример заразителен?
Затем представители школ, где ученическое самоуправление реализуется не первый год, рассказали о том, как это у них происходит, выделив те направления деятельности, которые у них получаются замечательно. Например, команда школы № 196 рассказала о своем опыте в области реверсивного наставничества, которое подразумевает не односторонний поток информации, а двусторонний обмен знаниями и опытом.
В этой общеобразовательной организации с 2018 года работает совет ученического самоуправления «Горящие сердца», в который могут вступить ученики с активной жизненной позицией – обучающиеся с пятого по одиннадцатый класс. Возглавляет его председатель, основной функцией которого является организация стратегического планирования деятельности школьного совета.
Все школьное самоуправление делится на секторы. Первый – образование и просвещение. Учащиеся, работающие в этом направлении, организуют помощь в учебе сверстникам и младшим школьникам.
Второй сектор – пресс-центр. В него входят школьники, которые занимаются освещением новостей в школьном сообществе ВКонтакте.
Третий – спорт и здоровье. Ребята здесь планируют, организовывают подготовку и проводят все спортивные и туристические мероприятия в школе. Одно из них – ежегодный День здоровья. В этот день школа отправляется в туристический поход, где ученики могут принять участие в кругосветке и спортивных состязаниях.
Следующий сектор – порядок: ученики следят за правопорядком в школе, организуют дежурства и проводят веселые переменки в начальной школе.
И последний сектор – культура и досуг, неотъемлемой часть которого является организация творческой деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания. Школьники занимаются подготовкой и проведением множества мероприятий, в том числе посвященных значимым праздникам, а также – волонтерской деятельностью, участвуют в акциях.
Особое внимание в работе совета самоуправления уделяется школьной театральной студии «Территория творчества», в которой занимаются обучающиеся с первого по одиннадцатый класс. Студийцы обучаются ораторскому искусству, актерскому мастерству и пластике, создают спектакли, игровые программы, этюды, музыкально-литературные гостиные.
Реверсивное наставничество
Особо было отмечено, что одной из важных функций совета является реверсивное наставничество, модель которого способствует налаживанию взаимопонимания и дружеских отношений между поколениями, учит решать проблемы недостаточной компетенции людей старших возрастов в области информационных технологий, интернет-коммуникаций и других сферах. Учителя становятся подопечными у школьников. И такой обмен энергией и опытом благоприятен для обеих сторон.
В этой школе ежегодно ученики старшей школы проводят День самоуправления, который является элементом реверсивного наставничества. В этот день учителя выступают в роли наблюдателей. Они находят для себя новые подходы к обучению, получают новые дидактические разработки, презентации, видеоуроки. А также могут научиться тому, как вести занятие, оставаясь на одной волне с учениками и при этом не ухудшая качества образования.
Члены совета ученического самоуправления, обучающиеся в 10-11 классах, распределяют между собой вакансии директора и завуча. И в соответствии с должностными обязанностями занимаются составлением расписания, проведением дежурств по школе в этот день, следят за подготовкой учебного материала для проведения занятий. Остальные ученики исполняют роль учителей-предметников и классных руководителей.
После Дня самоуправления проводится праздничный концерт, посвященный Дню учителя. Перед началом праздника ученики старших классов и учителя проводят рефлексии по поводу прошедшего дня. Учителя рассказывают о своих впечатлениях, делятся тем, что будут использовать в дальнейшей работе.
Для учеников День самоуправления – не только реверсивное наставничество, но и мероприятие, направленное на профориентацию. Поэтому на рефлексии учащиеся делятся эмоциями, которые получили в этот день, и рассказывают о том, как это мероприятие повлияло на дальнейший выбор высшего учебного заведения и жизненного пути. Были случаи, когда после Дня самоуправления ученики изменили свой выбор в пользу учебных заведений педагогической направленности.
Как одна семья
Всем известно, что 5 октября – праздник, посвященный Дню учителя, проходит под эгидой Дня самоуправления, когда обучающиеся самостоятельно проводят уроки весь день. О новых формах проведения уроков, способах донесения информации с использованием современных инновационных методов и технологий рассказала команда школы № 89 - ребята из детской организации «Юные гагаринцы», состав которой – учащиеся с пятого по одиннадцатый класс.
Как было отмечено, в ученический совет школы входят активные ученики классов, и голос каждого важен - он всегда учитывается и принимается во внимание. Здесь ребята, принимая участие в школьной жизни, учатся самостоятельности, принимать ответственные решения и отвечать за них.
Некоторым из них тут же на форуме был задан вопрос, что для них означает самоуправление. И они отвечали, что это способ самовыражения в коллективе при достижении различных задач, возможность раскрыть и проявить себя, подготовить к будущей взрослой жизни и вообще это хорошее начало для их будущих достижений.
Как подчеркнули представители этой команды, все в школе живут одной дружной семьей, главной идеей которой является сотрудничество учеников, учителей и родителей.
Здесь совет ученического самоуправления тоже организовывает и проводит много мероприятий, акций, конкурсов.
Завершилась эта презентация показом видеофильма о кругосветке, которую подготовили старшеклассники с педагогами-наставниками.
Кругосветка проектов
Команда школы № 87 рассказала о своей модели ученического самоуправления, ученического совета. Она отметила, что вся внеклассная жизнь в их общеобразовательной организации сосредоточена вокруг школьных проектов «Класс года», «Ученик года», «Мир, музей, я», «Река времени», «Спортивная школа – здоровая школа», «В мире искусства». По ним организованы мероприятия, образовательные события, праздники, тематические дни. И модель самоуправления организована вокруг этих проектов, в системе которых работает также и первичное отделение «Движение первых», волонтерский отряд школы, ребята из службы примирения.
Проектируем будущее
Не менее интересными были и другие презентации. Представители школы № 198 поделились положительным опытом участия в программе «Детский форсайт», основная цель которой – вовлечение школьников в проектирование будущих своих городов.
Также были представлены «Интерактивная площадка» российского движения детей и молодежи и проект «Первый открытый фестиваль «STREET-ART» и сделан анонс фестиваля «Свободный воздух».
Завершился форум подведением его итогов и принятием решений о том, как дальше совместно жить и действовать в поле самоуправления, как его развивать в нашем городе, в образовательных организациях.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д. Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Созидательный вектор
И как обращают внимание специалисты, своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности - человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего не только мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками. Цель школьного самоуправления - осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них. Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель - помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
От слов – к делу!
В Северске 7 сентября в актовом зале школы № 198 состоялся форум «Ученическое самоуправление». В нем приняли участие делегаты от каждой общеобразовательной организации: команды, состоящие из четырех учащихся восьмых-одиннадцатых классов и председателя педагогического совета.
Приветствуя их, директор Ресурсного центра образования Алла Ниякина сообщила о том, что днем ранее состоялась встреча с председателями советов самоуправления школ, в том числе с ребятами, которые еще таковыми не являются. И на ней было решено создать муниципальный совет ученического самоуправления, в состав которого они войдут.
- Мы продуктивно поработали, выявили некие проблемы и видим перспективу нашей деятельности. Еще мы вчера провели и выборы в муниципальный методический совет – выбрали его секретаря и председателя, - отметила Алла Анатольевна.
Участникам форума она пожелала обсудить острые проблемы, договориться о путях их решения и о дальнейшей совместной работе.
Чей пример заразителен?
Затем представители школ, где ученическое самоуправление реализуется не первый год, рассказали о том, как это у них происходит, выделив те направления деятельности, которые у них получаются замечательно. Например, команда школы № 196 рассказала о своем опыте в области реверсивного наставничества, которое подразумевает не односторонний поток информации, а двусторонний обмен знаниями и опытом.
В этой общеобразовательной организации с 2018 года работает совет ученического самоуправления «Горящие сердца», в который могут вступить ученики с активной жизненной позицией – обучающиеся с пятого по одиннадцатый класс. Возглавляет его председатель, основной функцией которого является организация стратегического планирования деятельности школьного совета.
Все школьное самоуправление делится на секторы. Первый – образование и просвещение. Учащиеся, работающие в этом направлении, организуют помощь в учебе сверстникам и младшим школьникам.
Второй сектор – пресс-центр. В него входят школьники, которые занимаются освещением новостей в школьном сообществе ВКонтакте.
Третий – спорт и здоровье. Ребята здесь планируют, организовывают подготовку и проводят все спортивные и туристические мероприятия в школе. Одно из них – ежегодный День здоровья. В этот день школа отправляется в туристический поход, где ученики могут принять участие в кругосветке и спортивных состязаниях.
Следующий сектор – порядок: ученики следят за правопорядком в школе, организуют дежурства и проводят веселые переменки в начальной школе.
И последний сектор – культура и досуг, неотъемлемой часть которого является организация творческой деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания. Школьники занимаются подготовкой и проведением множества мероприятий, в том числе посвященных значимым праздникам, а также – волонтерской деятельностью, участвуют в акциях.
Особое внимание в работе совета самоуправления уделяется школьной театральной студии «Территория творчества», в которой занимаются обучающиеся с первого по одиннадцатый класс. Студийцы обучаются ораторскому искусству, актерскому мастерству и пластике, создают спектакли, игровые программы, этюды, музыкально-литературные гостиные.
Реверсивное наставничество
Особо было отмечено, что одной из важных функций совета является реверсивное наставничество, модель которого способствует налаживанию взаимопонимания и дружеских отношений между поколениями, учит решать проблемы недостаточной компетенции людей старших возрастов в области информационных технологий, интернет-коммуникаций и других сферах. Учителя становятся подопечными у школьников. И такой обмен энергией и опытом благоприятен для обеих сторон.
В этой школе ежегодно ученики старшей школы проводят День самоуправления, который является элементом реверсивного наставничества. В этот день учителя выступают в роли наблюдателей. Они находят для себя новые подходы к обучению, получают новые дидактические разработки, презентации, видеоуроки. А также могут научиться тому, как вести занятие, оставаясь на одной волне с учениками и при этом не ухудшая качества образования.
Члены совета ученического самоуправления, обучающиеся в 10-11 классах, распределяют между собой вакансии директора и завуча. И в соответствии с должностными обязанностями занимаются составлением расписания, проведением дежурств по школе в этот день, следят за подготовкой учебного материала для проведения занятий. Остальные ученики исполняют роль учителей-предметников и классных руководителей.
После Дня самоуправления проводится праздничный концерт, посвященный Дню учителя. Перед началом праздника ученики старших классов и учителя проводят рефлексии по поводу прошедшего дня. Учителя рассказывают о своих впечатлениях, делятся тем, что будут использовать в дальнейшей работе.
Для учеников День самоуправления – не только реверсивное наставничество, но и мероприятие, направленное на профориентацию. Поэтому на рефлексии учащиеся делятся эмоциями, которые получили в этот день, и рассказывают о том, как это мероприятие повлияло на дальнейший выбор высшего учебного заведения и жизненного пути. Были случаи, когда после Дня самоуправления ученики изменили свой выбор в пользу учебных заведений педагогической направленности.
Как одна семья
Всем известно, что 5 октября – праздник, посвященный Дню учителя, проходит под эгидой Дня самоуправления, когда обучающиеся самостоятельно проводят уроки весь день. О новых формах проведения уроков, способах донесения информации с использованием современных инновационных методов и технологий рассказала команда школы № 89 - ребята из детской организации «Юные гагаринцы», состав которой – учащиеся с пятого по одиннадцатый класс.
Как было отмечено, в ученический совет школы входят активные ученики классов, и голос каждого важен - он всегда учитывается и принимается во внимание. Здесь ребята, принимая участие в школьной жизни, учатся самостоятельности, принимать ответственные решения и отвечать за них.
Некоторым из них тут же на форуме был задан вопрос, что для них означает самоуправление. И они отвечали, что это способ самовыражения в коллективе при достижении различных задач, возможность раскрыть и проявить себя, подготовить к будущей взрослой жизни и вообще это хорошее начало для их будущих достижений.
Как подчеркнули представители этой команды, все в школе живут одной дружной семьей, главной идеей которой является сотрудничество учеников, учителей и родителей.
Здесь совет ученического самоуправления тоже организовывает и проводит много мероприятий, акций, конкурсов.
Завершилась эта презентация показом видеофильма о кругосветке, которую подготовили старшеклассники с педагогами-наставниками.
Кругосветка проектов
Команда школы № 87 рассказала о своей модели ученического самоуправления, ученического совета. Она отметила, что вся внеклассная жизнь в их общеобразовательной организации сосредоточена вокруг школьных проектов «Класс года», «Ученик года», «Мир, музей, я», «Река времени», «Спортивная школа – здоровая школа», «В мире искусства». По ним организованы мероприятия, образовательные события, праздники, тематические дни. И модель самоуправления организована вокруг этих проектов, в системе которых работает также и первичное отделение «Движение первых», волонтерский отряд школы, ребята из службы примирения.
Проектируем будущее
Не менее интересными были и другие презентации. Представители школы № 198 поделились положительным опытом участия в программе «Детский форсайт», основная цель которой – вовлечение школьников в проектирование будущих своих городов.
Также были представлены «Интерактивная площадка» российского движения детей и молодежи и проект «Первый открытый фестиваль «STREET-ART» и сделан анонс фестиваля «Свободный воздух».
Завершился форум подведением его итогов и принятием решений о том, как дальше совместно жить и действовать в поле самоуправления, как его развивать в нашем городе, в образовательных организациях.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора