Суббота
04 мая 2024г.
17:21
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№17 от 03.05.2024
№ 17 (375)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Самуправление – самореализация, а не самоуправство!
Школьное самоуправление – это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». И как говорят специалисты, руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, - детей, невозможно. Школа – единый организм, и ученическое самоуправление – одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту целостность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок, участвующих в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д. Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.

Созидательный вектор

И как обращают внимание специалисты, своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности - человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего не только мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками. Цель школьного самоуправления - осуществ­ление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них. Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель - помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее. 

От слов – к делу!

В Северске 7 сентября в актовом зале школы № 198 состоялся форум «Ученическое самоуправление». В нем приняли участие делегаты от каждой общеобразовательной организации: команды, состоящие из четырех учащихся восьмых-одиннадцатых классов и председателя педагогического совета.

Приветствуя их, директор Ресурсного центра образования Алла Ниякина сообщила о том, что днем ранее состоялась встреча с председателями советов самоуправления школ, в том числе с ребятами, которые еще таковыми не являются. И на ней было решено создать муниципальный совет ученического самоуправления, в состав которого они войдут.

- Мы продуктивно поработали, выявили некие проблемы и видим перспективу нашей деятельности. Еще мы вчера провели и выборы в муниципальный методический совет – выбрали его секретаря и председателя, - отметила Алла Анатольевна.

Участникам форума она пожелала обсудить острые проблемы, договориться о путях их решения и о дальнейшей совместной работе.

Чей пример заразителен?

Затем представители школ, где ученическое самоуправление реализуется не первый год, рассказали о том, как это у них происходит, выделив те направления деятельности, которые у них получаются замечательно. Например, команда школы № 196 рассказала о своем опыте в области реверсивного наставничества,  которое подразумевает не односторонний поток информации, а двусторонний обмен знаниями и опытом.

В этой общеобразовательной организации с 2018 года работает совет ученического самоуправления «Горящие сердца», в который могут вступить ученики с активной жизненной позицией – обучающиеся с пятого по одиннадцатый класс. Возглавляет его председатель, основной функцией которого является организация стратегического планирования деятельности школьного совета.

Все школьное самоуправление делится на секторы. Первый – образование и просвещение. Учащиеся, работающие в этом направлении, организуют помощь в учебе сверстникам и младшим школьникам.

Второй сектор – пресс-центр. В него входят школьники, которые занимаются освещением новостей в школьном сообществе ВКонтакте.

Третий – спорт и здоровье. Ребята здесь планируют, организовывают подготовку и проводят все спортивные и туристические мероприятия в школе. Одно из них – ежегодный День здоровья. В этот день школа отправляется в туристический поход, где ученики могут принять участие в кругосветке и спортивных состязаниях.

Следующий сектор – порядок: ученики следят за правопорядком в школе, организуют дежурства и проводят веселые переменки в начальной школе. 

И последний сектор – культура и досуг, неотъемлемой часть которого является организация творческой деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания. Школьники занимаются подготовкой и проведением множества мероприятий, в том числе посвященных значимым праздникам, а также – волонтерской деятельностью, участвуют в акциях.

Особое внимание в работе совета самоуправления уделяется школьной театральной студии «Территория творчества», в которой занимаются обучающиеся с первого по одиннадцатый класс. Студийцы обучаются ораторскому искусству, актерскому мастерству и пластике, создают спектакли, игровые программы, этюды, музыкально-литературные гостиные.  

Реверсивное наставничество

Особо было отмечено, что одной из важных функций совета является реверсивное наставничество, модель которого способствует налаживанию взаимопонимания  и дружеских отношений между поколениями, учит решать проблемы недостаточной компетенции людей старших возрастов в области информационных технологий, интернет-коммуникаций и других сферах. Учителя становятся подопечными у школьников. И такой обмен энергией и опытом благоприятен для обеих сторон.

В этой школе ежегодно ученики старшей школы проводят День самоуправления, который является элементом реверсивного наставничества. В этот день учителя выступают в роли наблюдателей. Они находят для себя новые подходы к обучению, получают новые дидактические разработки, презентации, видеоуроки. А также могут научиться тому, как вести занятие, оставаясь на одной волне с учениками и при этом не ухудшая качества образования. 

Члены совета ученического самоуправления, обучающиеся в 10-11 классах, распределяют между собой вакансии директора и завуча. И в соответствии с должностными обязанностями занимаются составлением расписания, проведением дежурств по школе в этот день, следят за подготовкой учебного материала для проведения занятий. Остальные ученики исполняют роль учителей-предметников и классных руководителей.

После Дня самоуправления проводится праздничный концерт, посвященный Дню учителя. Перед началом праздника ученики старших классов и учителя проводят рефлексии по поводу прошедшего дня. Учителя рассказывают о своих впечатлениях, делятся тем, что будут использовать в дальнейшей работе.

Для учеников День самоуправления – не только реверсивное наставничество, но и мероприятие, направленное на профориентацию. Поэтому на рефлексии учащиеся делятся эмоциями, которые получили в этот день, и рассказывают о том, как это мероприятие повлияло на дальнейший выбор высшего учебного заведения и жизненного пути. Были случаи, когда после Дня само­управления ученики изменили свой выбор в пользу учебных заведений педагогической направленности.

Как одна семья

Всем известно, что 5 октября – праздник, посвященный Дню учителя, проходит под эгидой Дня самоуправления, когда обучающиеся самостоятельно проводят уроки весь день. О новых формах проведения уроков, способах донесения информации с использованием современных инновационных методов и технологий рассказала команда школы № 89 - ребята из детской организации «Юные гагаринцы», состав которой – учащиеся с пятого по одиннадцатый  класс.

Как было отмечено, в ученический совет школы входят активные ученики классов, и голос каждого важен - он всегда учитывается и принимается во внимание. Здесь ребята, принимая участие в школьной жизни, учатся самостоятельности, принимать ответственные решения и отвечать за них.

Некоторым из них тут же на форуме был задан вопрос, что для них означает само­управление. И они отвечали, что это способ самовыражения в коллективе при достижении различных задач, возможность раскрыть и проявить себя, подготовить к будущей взрослой жизни и вообще это хорошее начало для их будущих достижений. 

Как подчеркнули представители этой команды, все в школе живут одной дружной семьей, главной идеей которой является сотрудничество учеников, учителей и родителей. 

Здесь совет ученического самоуправления тоже организовывает и проводит много мероприятий, акций, конкурсов.

Завершилась эта презентация показом видеофильма о кругосветке, которую подготовили старшеклассники с педагогами-наставниками. 

Кругосветка проектов

Команда школы № 87 рассказала о своей модели ученического самоуправления, ученического совета. Она отметила, что вся внеклассная жизнь в их общеобразовательной организации сосредоточена вокруг школьных проектов «Класс года», «Ученик года», «Мир, музей, я», «Река времени», «Спортивная школа – здоровая школа», «В мире искусства». По ним организованы мероприятия, образовательные события, праздники, тематические дни. И модель самоуправления организована вокруг этих проектов, в системе которых работает также и первичное отделение «Движение первых», волонтерский отряд школы, ребята из службы примирения.

Проектируем будущее

Не менее интересными были и другие презентации. Представители школы № 198 поделились положительным опытом участия в программе «Детский форсайт», основная цель которой – вовлечение школьников в проектирование будущих своих городов. 

Также были представлены «Интерактивная  площадка» российского движения детей и молодежи и проект «Первый открытый фестиваль «STREET-ART» и сделан анонс фестиваля «Свободный воздух». 

Завершился форум подведением его итогов и принятием решений о том, как дальше совместно жить и действовать в поле само­управления, как его развивать в нашем городе, в образовательных организациях. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора 
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске