Пятница
03 мая 2024г.
04:11
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№16 от 26.04.2024
№ 16 (374)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Друг и педагог познается в игре!
Говорят, что взрослый друг познается в беде, хороший бабушкин внук – в еде, а маленький воспитанник и педагог лучше всего узнают друг друга в игре. Если первые два утверждения стары, как мир, то последний постулат очень востребован в последнее время в педагогике. И, надо отметить, отнюдь не случайно!

Алло, мы ищем таланты!


11 января стартовал муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», и завершится он 9 февраля.

Напомним, заявки на участие в нем подали 12 педагогов, которые в своих дошкольных учреждениях прошли отборочный тур или были выдвинуты для участия в муниципальном этапе конкурса.

В заочном туре они презентовали жюри «Интернет-портфолио» и «Визитную карточку «Я – педагог».

В итоге в первый очный тур прошли девять конкурсантов. Он включал два испытания – «Моя педагогическая находка» и «Педагогическое мероприятие с детьми».

В первом из них конкурсанты рассказывали о том элементе профессиональной деятельности (способ, метод или прием обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста), который они позиционируют как свою педагогическую находку.

Во втором – используя свои наработки, демонстрируя компетенции в реализации различных видов развивающей деятельности дошкольников, проводили занятия с детьми, с которыми до того не работали.

Время собирать и складывать камни

Во втором очном туре, который проводится с 29 января по 2 февраля, принимают участие семь конкурсантов, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого очного тура.

30 января они представили членам жюри «Мастерскую педагога», свои педагогические находки в формате мастер-класса, работая, взаимодействуя с фокус-группой, состоящей из молодых педагогов.

Перед началом испытания учитель-логопед детского сада № 60 Олеся Кутепова пояснила, что покажет свой опыт использования камней в работе с дошкольниками. 

- Суть в том, что камень – это природный, доступный материал, который в опытных руках может стать полезным и помогать развивать у ребенка все компоненты речи и творческое мышление в том числе, – рассказывает она. – Практикую я это в своей педагогической деятельности с 2019 года. И системная работа действительно дает эффект. У детей улучшается связная речь и выстраиваются логические словесные цепочки, улучшаются и воображение, фантазия, мелкая моторика. 
- Как все происходит в игре, на занятии? – спрашиваю ее.

- Например, перед ребенком стоят коробочки с разноцветными камнями, – говорит Олеся Петровна. – Малыш выбирает цвет, который ему нравится и с которым сегодня хочет работать, рассказывает, что именно может построить-выложить из этих камешков. Допустим, выбрал мальчик зеленый цвет. Я задаю вопрос: «Что бывает зеленого цвета?» Ребенок, подумав, отвечает: «Трава, лягушка, крокодил, листочек». Говорит, что хочет выложить лягушку. И приступает к делу, при этом рассуждает, какая она, лягушка. Тем самым мы пополняем словарный запас ребенка: зеленая, мокрая, пятнистая. Далее я спрашиваю: «А где живет твоя лягушка?» Ах, на болоте! Значит, мы выбираем синие и зеленые камни и начинаем выкладывать болото для лягушки. Я говорю: «А что делает лягушка?» Оказывается, она греется на солнце. И вновь я задаю вопрос: «А какое солнышко?» В ответ получаю: «Яркое, лучистое, желтое». Конечно, вначале это детям дается тяжело, им требуются подсказки, активная помощь педагога. Но потом при системной работе у них очень хорошо получается 
выстраивать предложения, рассказ, рассуждать. Далее, глядя на полученную картину, ребенок способен составить уже целую историю.

Сначала Олеся Петровна использовала только натуральные камни, которые воспитанники детсада могли покрасить, залепить пластилином, завернуть в цветную бумагу, создав свой индивидуальный, уникальный камень. А затем стала использовать и ненатуральные камни, которые детям тоже интересны. 

- В чем заключается новизна вашей педагогической находки? – спрашиваю ее.

- Именно в методике выкладывания камней – это придумано мной, – пояснила педагог.

На мастер-классе под ее чутким руководством молодые педагоги из фокус-группы выбирали камень, который им понравился. Говорили о том, какие ассоциации он вызывает, на что похож, согревали его теплом своего дыхания, катали меж ладошек. А потом сделали общую сюжетную картину из камней, придумав к ней рассказ.

Интересно, что получилось? Был день. Начался дождь. Из него образовался ручеек, который сначала бежал активно, а затем стал медленно стихать. Выглянуло солнышко. И пророс цветочек, благодаря солнечным лучам и упавшей воде. И вот они, ягодки, такие спелые, вкусные, прекрасно пахнущие.

- Как прекрасно на лугу летом! – таким предложением-импровизацией завершил рассказ последний участник этого мероприятия.

Шевели ногами, руками, извилинами!

Мастер-класс педагога-психолога детского сада № 58 Ольги Морхининой назывался «Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста». Специалист применяет эту эффективную практику-технологию в своей педагогической деятельности уже два года.

Как отмечает конкурсант, на сегодняшний день все больше появляется детей с нарушением развития речи, с задержкой психологического развития, гиперактивных и невнимательных. Причин тому может быть много. Это и экологические, и биологические, и социальные факторы, которые влияют на состояние и развитие детей. Но еще одна немаловажная причина – это их малоподвижный образ жизни. Недостаточность физической нагрузки ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом и другим проблемам, а также к дисгармоничному развитию межполушарных связей. И одной из причин недостатка в речи, чтении и письме является именно нарушение межполушарного взаимодействия.

Она предложила участникам фокус-группы пройти легкий тест, который дает понимание, какое полушарие мозга у них развито больше. Взглянув на картину, одни из них в первую очередь увидели обезьянку – значит, у них правое полушарие работает более активно. А если кто-то увидел тигра – то активнее у него работает левое полушарие.

Сначала участникам эксперимента было предложено поиграть в игру – легкую для взрослых, но для двухлетних детей трудную. Одну руку они клали ладонью вверх, другую – ладонью вниз (если у ребенка хорошо развиты полушария головного мозга, он легко справляется с этим заданием, а если – нет, то ему сложно сделать даже эти элементарные движения). 

Затем игра усложнялась. Молодые педагоги должны были одной рукой взяться за нос, другой – за ухо. Педагог хлопает в ладоши, а значит, необходимо сменить руки. А далее темп ускоряется.

Находясь по-прежнему в кругу, участники фокус-группы в определенном алгоритме передавали шарик стоящему впереди человеку. Держа в каждой руке по листу бумаги, они должны были смять листочки в комочки, а затем по команде, не помогая при этом телом, расправить бумагу. А еще они играли в своеобразные «классики» – преодолевали современную нейродорожку, при этом соблюдая соответствующее расположение рук и ног.

Инженер – дошколятам пример

А, например, воспитатель детского сада № 56 Евгения Окишева дала мастер-класс «Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей». 

Она говорила о том, что готовить будущих инженеров нужно в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выраженный интерес к конструктивному творчеству. И конструкторы – это идеальный инструмент для развития инженерного мышления дошкольников.

В своей работе с воспитанниками Евгения Сергеевна использует разные конструкторы, в том числе сделанные своими руками, что дает возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества личности. Она разработала несколько таких, в том числе из гофрокартона.

- При работе с конструкторами осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей ребенка, – подчеркнула Евгения Сергеевна. – При правильно организованной деятельности дети приобретают умения не только конструктивно-технические, но и обобщенные – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их, делить на части, делать умозаключения. Таким образом, выполняя эти действия, дети начинают осваивать такие мыслительные операции, как синтез и анализ. Играя в конструктор, созданный своими руками, дети, помимо инженерного мышления, развивают свои творческие и коммуникативные навыки. Собранные постройки пробуждают фантазию детей, они начинают лучше ориентироваться в пространстве, легко усваивают такие понятия, как размер, форма, цвет, величина.

Своей педагогической находкой Евгения Сергеевна делится не только с педагогами детских садов Северска, но и с педагогами дошкольных образовательных учреждений Томской области. Также со своими конструкторами она три года подряд участвовала в мероприятиях благотворительного фонда «Меркурий» для детей из социальных учреждений Томска.

На ее мастер-классе молодые педагоги собирали конструкторы, детали которых были вырезаны из переплетного картона и имели различную форму. Что ж, они и в этот раз успешно справились с заданием.

Дорогу осилит идущий

Интересными были мастер-классы и других педагогов. 

После этого они прошли еще одно испытание – «Собеседование с членами жюри», ответив на их вопросы.

По итогам этого тура из числа участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге, будут определены пять финалистов конкурса, которым предстоит пройти одно испытание – «Педагогические дебаты». Здесь конкурсанты, помимо профессионального кругозора, продемонстрируют навыки публичного выступления, умение грамотно, аргументированно и содержательно вести конструктивный диалог в ситуации профессионального общения.

После подведения результатов будет определен победитель и два лауреата, то есть два финалиста, занявшие второе и третье места.

Три лучших воспитателя нашего муниципалитета примут участие в региональном этапе конкурса.

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске