Категории
Политика
(41)
Экономика
(83)
Образование
(392)
ЖКХ
(313)
Культура
(143)
Спорт
(243)
Общество
(638)
Наука и техника
(19)
Происшествия
(26)
Медицина и здравоохранение
(112)
Прочее
(23)
Мастер и поиск смысла
11 марта в музее г. Северска состоялось торжественное открытие выставки Леонтия Усова «В поисках смысла», где были представлены тридцать четыре скульптурных портретов и композиций автора – томича, российского скульптора, народного художника России, почетного академика Российской академии художеств. В большинстве своем они изготовлены из его любимого природного материала – кедра, а также из сувеля – древесной складки, свитого нароста на дереве, имеющего интересную структуру.
Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», установленная на набережной Томи в 2004 году к 400-летию Томска. Бронзовый памятник вызвал множество споров, протестов и недоумений, но в конце концов стал считаться визитной карточкой города.
Его работы, отличающиеся весьма необычной трактовкой, неповторимым творческим почерком, удивительным сочетанием фантазии, иносказательности и нередко юмором, уже давно находятся во многих музеях и частных коллекциях в России и других странах.
Да, деревянная скульптура Леонтия Усова содержательна и эмоциональна – но не только эмоции, еще и глубокое философское осмысление рядом с работами мастера неизбежны для зрителя.
Приветствуя Леонтия Андреевича, а действие происходило в фойе первого этажа, которое заполнили желающие увидеть работы мастера, директор музея Светлана Березовская отмечала яркую самобытность его скульптур (в истории музея это уже четвертая выставка с участием работ Леонтия Усова).
- Мы вас любим. Вы для нас – философ, - призналась Светлана Владимировна. - Я вспоминаю слова Пифагора, который сказал: «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», и мне кажется, вы – тот человек, который счастье создает сам. Для меня вы поистине счастливый человек.
А еще она заметила:
- Знаю, что вы родились 10 января 1948 года в селе Шангас Архангельской области в семье начальника лесопункта седьмым из восьми детей. То есть получается, что вы всегда были рядом с лесом, деревом. Наверное, поэтому для вас дерево – это основа жизни.
Заместитель мэра ЗАТО Северск по социальной политике Татьяна Кондинская поблагодарила почетного гостя за возможность для горожан прикоснуться к его творчеству:
- Ваши работы действительно самобытны, всегда узнаваемые. Думаю, что каждый томич, северчанин узнает любую из них. И для нас очень значимо, что ваша выставка сегодня проходит именно в нашем музее, который открылся после капитального ремонта. И если ваша мастерская – это культурный центр города Томска, то сегодня наш музей благодаря вашей выставке также является культурным центром Северска и местом притяжения наших горожан. Огромное спасибо вам за это.
Также с приветственными словами выступили ветеран СХК Владимир Тимошин, прочитавший в конце своей речи стихотворение, посвященное Леонтию Усову, и руководитель северского Союза художников Евгения Кошкарева, признавшаяся, что она как скульптор учится именно у Леонтия
Андреевича.
Сам мастер был немногословен, сказав, что Томск и Северск – это для него один и тот же город, только в Северск теперь стало очень сложно попадать. Впрочем, это вполне обосновано, ведь город теперь находится на передовом витке мировой науки: отличился тем, что делает великие научные открытия и реализует проект «Прорыв».
- У вас и прекрасные художники, писатели, музыканты, замечательные театры. Вы живете большой полнокровной жизнью, - отметил он. - Впрочем, что говорить, надо посмотреть работы. Спасибо, что вы пришли.
Все по приглашению прошли в зал, где была размещена экспозиция скульптур художника, а также на стенах помещения – фотовыставка его встреч с известными людьми (полагаю, многие из этих людей гордились и гордятся такими встречами с известным во всем мире уникальным скульптором).
Центральная фигура, скульптура здесь так и называется «В поисках Смысла», которую мастер сотворил в 2013 году.
- Видите, то ли крест, то ли телеграфный столб, на котором есть плакат или хоругвь, и там написано: се есть. И налетел ветер и закрыл, что же там есть, - показывает и рассказывает Леонтий. - Мы ищем тоже. Вообще, родившись, думаем, не думаем, но все равно интуитивно мы всегда ищем смысл нашей жизни: зачем ты родился.
Слева и справа от этой скульптурной композиции находятся еще две, изготовленные в 2023 году, – «Путь вверх» и «Путь вниз». Лестница, ступни ног.
- Это человека путь наверх, а это – вниз, - лаконично поясняет автор. - Все взаимосвязано. Это наша судьба, наша жизнь.
На выставке размещены скульптурные портреты великих мыслителей, художников, писателей, музыкантов. Вот «Пушкин, разглядывающий нас».
- Смотрит, что за нынешнее поколение, кто они такие, - улыбается автор.
А это композиция «Ковид. 2020 год».
- Вот таким художественным образом я подошел к этому вопросу: в мире смятение происходило, была полная неразбериха, - замечает Леонтий Усов.
О каждой своей работе он рассказал, дал пояснение, комментарий, а также неутомимо отвечал на вопросы.
- У вас более семисот работ неповторяющихся. Почему для этой экспозиции выбрали именно эти тридцать четыре? - звучит первый вопрос.
- С краю брал. Я всегда беру с краю – то, что легче достать, - снова мастер улыбается. - Шутка, конечно. Для меня все работы равноценны. Для меня нет плохих, неудавшихся. Мне кажется, они все прекрасны. И самая любимая работа – это всегда последняя. В данном случае это «Пушкин, разглядывающий нас» - недавно сделана, свеженькая, 2025 год.
- Почему у вас вот эта скульптура Чехова имеет только половину лица? - задается очередной вопрос.
- Всем хочется посмотреть на мир глазами Чехова, хотя бы немножко. Тогда человеку кажется, что он все понимает. Убрал – и ничего не понимает, - уверяет Леонтий
Андреевич.
- Ваши любимые писатели – это Гоголь и Чехов?
- Чаще всего я их делаю, да. У меня того и другого – более сорока портретов каждого. Я постоянно делаю их.
- Почему у Лоренцо Великолепного расколото лицо на две части, как и у Шекспира на лице есть трещина?
- Да, я часто это использую. Вот смотрите, на лице Микеланджело тоже есть трещина. В жизни столько было и бывает душевных и физических травм, человек проходит через многие вещи. И трещины я делаю частью изобразительного характера.
Леонтий Андреевич обращает внимание на скульптурную работу «Благодарный вестник грач и художник Алексей Саврасов», которую изготовил в 2024 году:
- Есть знаменитая картина «Грачи прилетели» Саврасова. Я посмотрел на нее по-другому. Благодарят его грачи, что он из них сделал поэтическую птицу. Грачи прилетели – это весна, перемена жизни. Казалось бы, обыкновенные грачи, а тут они благодарят Саврасова за то, что он из них сделал модную поэтическую метафору. По-разному же можно подойти, скажем, к портрету Саврасова – через грача, которого я и сделал главным действующим лицом.
- Вы ироничны к самому себе. Ирония просматривается и во многих ваших работах…
- Да, ирония, самоирония – самое главное достоинство у автора должно быть. Все через себя пропускать и смотреть на мир органично. Мы же все – такие простые людишки.
Вот женщина долго-долго смотрит на работу «Пикассо с автопортретом», которую мастер сделал в 2021 году, а потом обращается к Леонтию Андреевичу:
- У меня такое ощущение, что он смотрит именно на меня – и с такой внутренней хитрецой. И мне хочется с ним…
- Поговорить? - сразу уточняет Леонтий Усов.
- Поговорить, поспорить. Взгляд у него настолько живой, причем внутреннее состояние передается. Это дорогого стоит.
Мастер скромно молчит. Ведь уже все сказано.
- Мне кажется, по стилистике ряд ваших скульптурных портретов и композиций похож на работы художника Сальвадора Дали, - звучит еще один умный вопрос.
- Он работал в жанре, который называется сюрреализм. Я не в чистом сюрреализме работаю. Но это характерно не только для Сальвадора Дали. Этот жанр, эту стилистику очень много художников используют. Она чем интересна? Она очень достоверна. У этих сюрреалистов такая проработка – все сделано очень мощно. Это сверхреализм.
- Вы сейчас заняты и в спектаклях?
- Да, я сейчас играю в спектаклях – в частном театре «Театральная квартира». Играю «Записки сумасшедшего» Гоголя. И еще играю в спектакле «Рассказы Чехова».
- А что вас сподвигло? Вы же ушли из театра, назвав его высоким ремеслом, а не искусством, в котором вам хотелось реализоваться. А сейчас снова пришли.
- Сейчас захотелось играть Гоголя. Потому что это величайшая литература. «Записки сумасшедшего» - это же вершина. Попасть туда, в психологический разлом этот захотелось.
- Вы ищете смысл жизни у предшественников, мыслителей? Может быть, они нашли его все-таки?
- Я знаю, что они его не нашли. Потом они же об этом сами сказали. Тот же Сальвадор Дали сказал: работайте, работайте, не бойтесь совершенства, оно нам недоступно. То есть они уже однозначно ответили. Тот же Микеланджело, создавший величайшие образцы, а в стихах он вообще мятущийся человек, ищет. Леонардо да Винчи, которого мы пытаемся понять. Тот же Чехов, который написал пять пьес, и весь мир ломает голову, что же он там написал, и как им хочется докопаться, узнать. Но проходит пять-десять лет, и вдруг начинают новые смыслы искать, жизнь же движется. Или вот моя работа «Узел» - узел завязывает узел. Решив одну проблему, создаем себе другую проблему и начинаем ее успешно решать. Затем создаем себе другую. Вот это – наша жизнь.
Когда все вопросы иссякли, посетители выставки брали автографы у мастера. И сей процесс занял немало времени.
Открытие выставки, которая будет работать до конца мая, получилось интересным, содержательным, душевным.
Алексей БЕЛКИН
Фото Александра ЯКОВЛЕВА
Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», установленная на набережной Томи в 2004 году к 400-летию Томска. Бронзовый памятник вызвал множество споров, протестов и недоумений, но в конце концов стал считаться визитной карточкой города.
Его работы, отличающиеся весьма необычной трактовкой, неповторимым творческим почерком, удивительным сочетанием фантазии, иносказательности и нередко юмором, уже давно находятся во многих музеях и частных коллекциях в России и других странах.
Да, деревянная скульптура Леонтия Усова содержательна и эмоциональна – но не только эмоции, еще и глубокое философское осмысление рядом с работами мастера неизбежны для зрителя.
Приветствуя Леонтия Андреевича, а действие происходило в фойе первого этажа, которое заполнили желающие увидеть работы мастера, директор музея Светлана Березовская отмечала яркую самобытность его скульптур (в истории музея это уже четвертая выставка с участием работ Леонтия Усова).
- Мы вас любим. Вы для нас – философ, - призналась Светлана Владимировна. - Я вспоминаю слова Пифагора, который сказал: «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», и мне кажется, вы – тот человек, который счастье создает сам. Для меня вы поистине счастливый человек.
А еще она заметила:
- Знаю, что вы родились 10 января 1948 года в селе Шангас Архангельской области в семье начальника лесопункта седьмым из восьми детей. То есть получается, что вы всегда были рядом с лесом, деревом. Наверное, поэтому для вас дерево – это основа жизни.
Заместитель мэра ЗАТО Северск по социальной политике Татьяна Кондинская поблагодарила почетного гостя за возможность для горожан прикоснуться к его творчеству:
- Ваши работы действительно самобытны, всегда узнаваемые. Думаю, что каждый томич, северчанин узнает любую из них. И для нас очень значимо, что ваша выставка сегодня проходит именно в нашем музее, который открылся после капитального ремонта. И если ваша мастерская – это культурный центр города Томска, то сегодня наш музей благодаря вашей выставке также является культурным центром Северска и местом притяжения наших горожан. Огромное спасибо вам за это.
Также с приветственными словами выступили ветеран СХК Владимир Тимошин, прочитавший в конце своей речи стихотворение, посвященное Леонтию Усову, и руководитель северского Союза художников Евгения Кошкарева, признавшаяся, что она как скульптор учится именно у Леонтия
Андреевича.
Сам мастер был немногословен, сказав, что Томск и Северск – это для него один и тот же город, только в Северск теперь стало очень сложно попадать. Впрочем, это вполне обосновано, ведь город теперь находится на передовом витке мировой науки: отличился тем, что делает великие научные открытия и реализует проект «Прорыв».
- У вас и прекрасные художники, писатели, музыканты, замечательные театры. Вы живете большой полнокровной жизнью, - отметил он. - Впрочем, что говорить, надо посмотреть работы. Спасибо, что вы пришли.
Все по приглашению прошли в зал, где была размещена экспозиция скульптур художника, а также на стенах помещения – фотовыставка его встреч с известными людьми (полагаю, многие из этих людей гордились и гордятся такими встречами с известным во всем мире уникальным скульптором).
Центральная фигура, скульптура здесь так и называется «В поисках Смысла», которую мастер сотворил в 2013 году.
- Видите, то ли крест, то ли телеграфный столб, на котором есть плакат или хоругвь, и там написано: се есть. И налетел ветер и закрыл, что же там есть, - показывает и рассказывает Леонтий. - Мы ищем тоже. Вообще, родившись, думаем, не думаем, но все равно интуитивно мы всегда ищем смысл нашей жизни: зачем ты родился.
Слева и справа от этой скульптурной композиции находятся еще две, изготовленные в 2023 году, – «Путь вверх» и «Путь вниз». Лестница, ступни ног.
- Это человека путь наверх, а это – вниз, - лаконично поясняет автор. - Все взаимосвязано. Это наша судьба, наша жизнь.
На выставке размещены скульптурные портреты великих мыслителей, художников, писателей, музыкантов. Вот «Пушкин, разглядывающий нас».
- Смотрит, что за нынешнее поколение, кто они такие, - улыбается автор.
А это композиция «Ковид. 2020 год».
- Вот таким художественным образом я подошел к этому вопросу: в мире смятение происходило, была полная неразбериха, - замечает Леонтий Усов.
О каждой своей работе он рассказал, дал пояснение, комментарий, а также неутомимо отвечал на вопросы.
- У вас более семисот работ неповторяющихся. Почему для этой экспозиции выбрали именно эти тридцать четыре? - звучит первый вопрос.
- С краю брал. Я всегда беру с краю – то, что легче достать, - снова мастер улыбается. - Шутка, конечно. Для меня все работы равноценны. Для меня нет плохих, неудавшихся. Мне кажется, они все прекрасны. И самая любимая работа – это всегда последняя. В данном случае это «Пушкин, разглядывающий нас» - недавно сделана, свеженькая, 2025 год.
- Почему у вас вот эта скульптура Чехова имеет только половину лица? - задается очередной вопрос.
- Всем хочется посмотреть на мир глазами Чехова, хотя бы немножко. Тогда человеку кажется, что он все понимает. Убрал – и ничего не понимает, - уверяет Леонтий
Андреевич.
- Ваши любимые писатели – это Гоголь и Чехов?
- Чаще всего я их делаю, да. У меня того и другого – более сорока портретов каждого. Я постоянно делаю их.
- Почему у Лоренцо Великолепного расколото лицо на две части, как и у Шекспира на лице есть трещина?
- Да, я часто это использую. Вот смотрите, на лице Микеланджело тоже есть трещина. В жизни столько было и бывает душевных и физических травм, человек проходит через многие вещи. И трещины я делаю частью изобразительного характера.
Леонтий Андреевич обращает внимание на скульптурную работу «Благодарный вестник грач и художник Алексей Саврасов», которую изготовил в 2024 году:
- Есть знаменитая картина «Грачи прилетели» Саврасова. Я посмотрел на нее по-другому. Благодарят его грачи, что он из них сделал поэтическую птицу. Грачи прилетели – это весна, перемена жизни. Казалось бы, обыкновенные грачи, а тут они благодарят Саврасова за то, что он из них сделал модную поэтическую метафору. По-разному же можно подойти, скажем, к портрету Саврасова – через грача, которого я и сделал главным действующим лицом.
- Вы ироничны к самому себе. Ирония просматривается и во многих ваших работах…
- Да, ирония, самоирония – самое главное достоинство у автора должно быть. Все через себя пропускать и смотреть на мир органично. Мы же все – такие простые людишки.
Вот женщина долго-долго смотрит на работу «Пикассо с автопортретом», которую мастер сделал в 2021 году, а потом обращается к Леонтию Андреевичу:
- У меня такое ощущение, что он смотрит именно на меня – и с такой внутренней хитрецой. И мне хочется с ним…
- Поговорить? - сразу уточняет Леонтий Усов.
- Поговорить, поспорить. Взгляд у него настолько живой, причем внутреннее состояние передается. Это дорогого стоит.
Мастер скромно молчит. Ведь уже все сказано.
- Мне кажется, по стилистике ряд ваших скульптурных портретов и композиций похож на работы художника Сальвадора Дали, - звучит еще один умный вопрос.
- Он работал в жанре, который называется сюрреализм. Я не в чистом сюрреализме работаю. Но это характерно не только для Сальвадора Дали. Этот жанр, эту стилистику очень много художников используют. Она чем интересна? Она очень достоверна. У этих сюрреалистов такая проработка – все сделано очень мощно. Это сверхреализм.
- Вы сейчас заняты и в спектаклях?
- Да, я сейчас играю в спектаклях – в частном театре «Театральная квартира». Играю «Записки сумасшедшего» Гоголя. И еще играю в спектакле «Рассказы Чехова».
- А что вас сподвигло? Вы же ушли из театра, назвав его высоким ремеслом, а не искусством, в котором вам хотелось реализоваться. А сейчас снова пришли.
- Сейчас захотелось играть Гоголя. Потому что это величайшая литература. «Записки сумасшедшего» - это же вершина. Попасть туда, в психологический разлом этот захотелось.
- Вы ищете смысл жизни у предшественников, мыслителей? Может быть, они нашли его все-таки?
- Я знаю, что они его не нашли. Потом они же об этом сами сказали. Тот же Сальвадор Дали сказал: работайте, работайте, не бойтесь совершенства, оно нам недоступно. То есть они уже однозначно ответили. Тот же Микеланджело, создавший величайшие образцы, а в стихах он вообще мятущийся человек, ищет. Леонардо да Винчи, которого мы пытаемся понять. Тот же Чехов, который написал пять пьес, и весь мир ломает голову, что же он там написал, и как им хочется докопаться, узнать. Но проходит пять-десять лет, и вдруг начинают новые смыслы искать, жизнь же движется. Или вот моя работа «Узел» - узел завязывает узел. Решив одну проблему, создаем себе другую проблему и начинаем ее успешно решать. Затем создаем себе другую. Вот это – наша жизнь.
Когда все вопросы иссякли, посетители выставки брали автографы у мастера. И сей процесс занял немало времени.
Открытие выставки, которая будет работать до конца мая, получилось интересным, содержательным, душевным.
Алексей БЕЛКИН
Фото Александра ЯКОВЛЕВА