Вторник
01 июля 2025г.
12:07
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№25 от 27.06.2025
№ 25 (434)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
По зову сердца
23 июня в Томской области стартовала региональная программа подготовки управленческих кадров под названием «Наши герои». Она реализуется в рамках федеральной программы «Время героев», созданной по поручению президента России, и разработана специально для участников и ветеранов специальной военной операции и волонтеров, оказывающих помощь в зоне СВО. Они смогут получить дополнительное профобразование в сфере государственного и муниципального управления и в корпоративном секторе. 

Были бойцами, станут управленцами


Ветеранам и участникам СВО в ходе полного годового курса предстоит освоить 540 часов программы «Государственное и муниципальное управление», которая состоит из четырех модулей: «Государственная политика и система госуправления», «Экономика и финансы», «Региональное и муниципальное управление», «Современные технологии управления».

Для волонтеров подготовлена образовательная программа «Лидеры перемен: новые кадры для развития региона». Обучение продлится четыре месяца (252 часа), оно также состоит из четырех модулей: «Лидеры перемен: от человека к сообществу», «От волонтерской инициативы к профессиональной деятельности», «Устойчивое развитие в социальной сфере: стратегия и практика», «Ключевые аспекты управления социальными проектами».

Кроме того, слушателям предстоят стажировки и практические занятия, работа с наставниками, занятия по командообразованию и многое другое.

Отметим, что будущие управленцы прошли предельно жесткий отбор, большое количество проверок и вступительных испытаний. В итоге в программу набрано 50 человек, 35 из которых – ветераны и участники СВО, 15 – волонтеры. 

Среди них – участник специальной военной операции Вячеслав Валерьевич Пугачев, которому 53 года. 

Первыми идут штурмовики

Вячеслав родился в Северске, после школы окончил промышленное училище № 10, где занимался в военно-пат­ри­отическом клубе. Срочную и сверх­срочную службу проходил в воздуш­но-десантных войсках. Вернувшись в родной город, стал служить по контракту в воинской части 3481: в то время, в 1995 году, был направлен в командировку на Северный Кавказ, участвовал в первой чеченской войне. Уволившись из армии, пробовал себя в частном бизнесе, открыв свое дело. Потом работал в компании «Томтел», которая специализируется на предоставлении услуг кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет, - в сервисной службе. И когда началась специальная военная операция, Вячеслав сразу же прибыл в военкомат и подал заявление. В итоге он, заключив контракт, только летом 2022 года был направлен на СВО.

- Я попал в специальное подразделение «Шторм», созданное на базе 76-й дивизии, которое непосредственно подчинялось командующему ВДВ и командиру дивизии, - рассказывает Вячеслав. - В Херсонской области мы освобождали, занимали территории и заводили на эти позиции ополченцев. В общем, это для нас была обыкновенная работа. Самую первую поставленную задачу мы выполнили на отлично. Вышли, зачистили лесополосу, заняли место. Без потерь не обошлось: один товарищ из нашего подразделения погиб, были раненые.

Долгий бой

- Через несколько дней нам поставили другую задачу: мы вышли на прямое боестолкновение с боевиками, точнее - с большим количеством наемников из Польши, Англии, Швеции, Канады, США, как потом уже выяснилось. Они нас подпустили на расстояние 15-20 мет­ров и встретили шквальным огнем. Бой продолжался четыре с половиной часа. Я находился на самом переднем крае, - продолжает рассказ Вячеслав. - Мы втроем оказались отрезанными. Наши товарищи не могли достать нас и эвакуировать оттуда. И наши соседи из другого подразделения тоже слышали по радиостанциям, какая сложилась ситуация, и пытались отвлечь на себя огневой бой.

У меня было осколочное ранение в правую ногу – в бедро, у двух сослуживцев – осколочные ранения рук. Боевой комплект почти закончился. На троих оставалось две гранаты и 40-50 патронов. Мы уже были готовы ко всему.

И в тот момент наш пулеметчик дал длинную непрерывную очередь, позволив командиру взвода запрыгнуть к нам в окоп (ранее эта территория переходила то к нам, то к ВСУ). Он начал оказывать нам помощь и тоже получил тяжелое ранение. Мы, как могли, оказали ему помощь. Потом медик появился – запрыгнул к нам. И под дымовой завесой, а обстрел  шел с трех сторон, нам удалось все-таки выбраться, нас эвакуировали.

Хорошие ребята

В госпитале Вячеслав Пугачев восстановился и уже через месяц был в строю, продолжал выполнять боевые задачи.

- Когда я приехал в свое подразделение, командир был очень удивлен: мол, я думал, что ты уволишься. А я не мог оставить своих товарищей, тем более я был заместителем командира взвода, - говорит Вячеслав. - На тот момент командир взвода выбыл. Я встал на его место. Мы продолжали работать, выполнять свои задачи до того момента, пока нас не вывели, не расформировали отряд.

Кстати, находясь в госпитале, Пугачев узнал, что бойцы, которые их прикрывали, это были соседи, тоже знакомые ребята, среди них немало тех, кто сейчас находится в Томске, занимает высокие должности в регионе. 

В конце 2022 года у Вячеслава закончился контракт. Ему предложили продолжить службу в подразделении другой части. Он отказался, сказав, что пойдет именно к своему командиру.

Второй контракт

Он вернулся домой, в феврале 2023 года пришел в военкомат, где ему оформили документы. Заключив новый контракт, Вячеслав убыл в часть, где был его командир. 17 марта они были уже на передовой. 

- Там мы уже работали на Луганском направлении, то есть это Харьковское направление шло под Кременной. Серебрянское лесничество, - поясняет Вячеслав. - Освобождали точно так же территории, продвигались. Пока находились на этом направлении, у меня было еще два ранения, - рассказывает Пугачев. - Контузия, после которой отвалялся месяц с небольшим в санчасти там, в лесу, в промежуточном районе. И тяжелая контузия, после которой полгода не мог нормально разговаривать, – также месяц-полтора я отлечился в госпиталях. Потом - снова в строй.

Меня, командира взвода, перевели на другую должность. Командир говорит: «Хорош тебе бегать по передку, штурмовать. Уже и возраст не тот, и ты довольно-таки серьезные ранения получил. Давай-ка чуть-чуть потише живи». И он поставил меня на должность техника роты, потом меня назначили на вне­штатную должность – техник батальона.

Занимался десантными машинами для перевозки личного состава, в моем подчинении были боевые машины десанта четвертого поколения – работали на них также на Запорожье. Потом нас опять перекинули на Херсон.

Попал на мину

- И уже в 2024 году, осенью, мы выехали в Курскую область. Я поехал на рекогносцировку местности, чтобы завезти туда технику. И уже заканчивая работу, мы выходили, и я попал на мину. Потерял там правую ногу, получил множественные осколочные ранения левой ноги, - вспоминает Вячеслав. - Мне повезло – ребята быстро среагировали: перевязали меня, обкололи, тут же закинули в машину, которая рядом оказалась. И мы уехали до нашей санчасти, где мне оказали первую профессиональную медицинскую помощь. Отправили в Рыльск. Там уже врачи конкретно со мной поработали и переправили меня уже в Курчатов, оттуда – в Москву, где меня готовили к операции в институте хирургии имени А.В. Вишневского. А далее переправили во Владивосток, где уже полностью сделали операцию и все остальное.

На данный момент Вячеслав Пугачев еще находится на службе: у него заканчиваются отпуска, а потом он уволится из части по ранению, по инвалидности.

- Вам предстоит пройти реабилитацию? - спрашиваю его.

- В принципе мне это, думаю, сильно-то и не надо, - замечает он. - Единственное, когда придут все бумаги, через государственный фонд «Защитники Оте­чества», который оказывает помощь ветеранам СВО и семьям погибших бойцов, буду заказывать и изготавливать два протеза, которые от Министерства обороны положены - один для повседневной жизни, другой для плавания. Также по линии этого фонда, филиалы которых есть во всех регионах страны, могут сделать еще один протез – спортивный, чтобы заниматься спортом.

Есть своя специфика

- Вы участвовали в первой чеченской войне – в операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне, а теперь – в специальной военной операции. Что-то общее между ними есть?

- Я люблю заниматься анализом боевых действий и событий, к какому бы времени, периоду они не относились. Мне нравится военная тема. И я большой любитель оружия. Так вот, считаю, что ни одна война не похожа на другую. Разница есть даже в ходе специальной военной операции: в начале 2022 года у нас были стрелковые бои, а сейчас, в 2024-2025 годах - это в основном артиллерия и дроны. Стрелковых боев очень мало, они редки.

В Чечне в составе сводного отряда спецназа я был начальником командно-штабной машины связи. Обеспечивал связь непосредственно в отряде и при выполнении боевых задач. Уходит группа на задание, и я с ней ездил как основной связист – поддерживал связь с командованием, со всеми остальными людьми.

Считаю, опыт чеченской работы мне пригодился на СВО. Еще при формировании отряда «Шторм», слаживании действий командиры говорили, как будем работать, например, при зачистке той или иной территории, всего остального. Я вместе с другими ребятами, имеющими соответствующий опыт, вносил свои поправки: мол, вот так будет удобнее действовать. Также перед выполнением отрядом боевых задач мы их обсуждали, взвешивали все за и против, говорили о том командованию и предлагали свои возможности, как это можно сделать, как это все будет выглядеть. То есть находили общее решение и начинали работать.

Позитивный настрой

Вячеслав Пугачев – человек семейный. У него с женой Юлей двое детей – дочери 20 лет, сыну 17 лет. Когда он заключил первый контракт на участие в специальной военной операции, они, конечно, волновались, переживали. Но Юля сказала детям: «Если отец принял решение - мы это решение не поменяем. Это его выбор». Она понимала, что муж пошел на СВО по зову сердца. Насчет денег, возможности поправить материальное положение разговора в семье никогда не шло.

- Когда я попал на мину, находясь в госпитале, разговаривал по телефону с сыном, который был сильно шокирован, взволнован. Я ему сказал: «Главное – я живой. Жив – уже хорошо. Жизнь продолжается. Нужно думать о хорошем, а не о том, что случилось. Из всего нужно извлекать плюсы, никогда не искать негатив, а быть всегда на позитиве», - сказал Вячеслав Валерьевич. 

Александр ЯКОВЛЕВ
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске