Категории
Политика
(42)
Экономика
(84)
Образование
(422)
ЖКХ
(339)
Культура
(152)
Спорт
(262)
Общество
(696)
Наука и техника
(21)
Происшествия
(28)
Медицина и здравоохранение
(118)
Прочее
(24)
Дороги как показатель развития
Что нужно для счастья?
За что вы любите свой город? С таким вопросом журналисты нашей газеты не раз обращались к северчанам накануне Дня города. Ответы, как правило, получали разные: одни ценят свою малую родину за богатые возможности для воспитания и развития детей (всем нуждающимся – места в детских садах, качественное общее образование, широкая сеть учреждений допобразования, включающая спортивные школы и секции, а также школу искусств и кружки художественно-эстетического направления); другие говорили о возможности реализовать свои профессиональные амбиции, отмечая особые перспективы Северска в развитии атомной индустрии; третьи особо выделяли, что Северск – тихий, красивый и уютный город. И пусть эти мнения субъективные, но в целом они дают понимание того, насколько северчане благополучны и счастливы.
Впрочем, насколько красив, уютен, комфортен и безопасен наш город, ответ есть и вполне обоснованный. Минстрой России ежегодно составляет Индекс качества городской среды. Города оценивают по 36 индикаторам, среди которых – благоустройство, безопасность, доступность инфраструктуры и экология. За каждый индикатор город получает 10 баллов. Города, набравшие более 181 балла, получают статус благоприятных для проживания. Так вот, по данным Минстроя России, в 2024 году Северск набрал 242 балла из 360 возможных в рейтинге самых благоприятных для жизни городов России и стал лидером среди городов Сибирского федерального округа.
А по информации на февраль 2025 года, Северск признан лучшим городом по Индексу качества жизни среди всех 30 городов присутствия Госкорпорации «Росатом»! Исследование включало анализ уже 70 важнейших показателей качества жизни, таких как жилищные условия, доходы населения, состояние здоровья, уровень образования, транспортная доступность, благоустройство, экологическая обстановка, безопасность, социальная активность, возможности для досуга и общая удовлетворенность жителей своим уровнем жизни.
Дороги, которые мы выбираем
- Гости Северска часто говорят, что он похож на уютный европейский город, где красиво, удобно и безопасно. А северчане не без гордости отмечают, что за последние годы наш город особенно похорошел: создаются новые общественные пространства, появляются новые игровые и спортивные площадки, озеленяются районы и кварталы. А главное, думаю, каждый северчанин, будь то автолюбитель или пешеход, сегодня отмечает, что дороги в нашем городе наконец-то становятся лучше, – говорит Николай Диденко, мэр ЗАТО Северск. – Ежегодно благодаря реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» (преемник нацпроекта «Безопасные качественные дороги») выделяются средства из федерального, регионального и местного бюджетов на капитальный ремонт участков, где десятилетиями не меняли асфальт и бордюры, где не работала ливневка, где устарело освещение и отсутствовало ограждение. Сегодня более 76 процентов городских магистралей соответствуют современным нормативным требованиям, предъявляемым к дорогам.
По словам Николая Васильевича, развитие дорожной инфраструктуры имеет огромное значение для решения многих задач, возложенных на власть. Во-первых, когда речь идет об экономическом развитии. Так, качественная дорожная инфраструктура улучшает доступность рабочих мест и услуг.
Во-вторых, когда мы говорим о сохранении здоровья и повышении безопасности населения. Не секрет, что низкое качество дорог увеличивает риски дорожно-транспортных происшествий. Дорожные травмы и ДТП становятся бременем для системы здравоохранения и снижают уровень жизни населения.
В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и социальные, и психологические аспекты. Качественная дорожная сеть позволяет жителям беспрепятственно передвигаться по территории, обеспечивая доступ к необходимым услугам, таким как школы, медицинские учреждения и культурные объекты. Удобные дороги дают возможность более гибко распоряжаться временем и избегать длительных поездок, что особенно важно для семей с детьми, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ну и наконец, нельзя забывать и об экологических аспектах. Качественные дороги способствуют равномерному движению транспорта, позволяя водителям реже тормозить и разгоняться, то есть производить меньше выбросов вредных веществ в атмосферу.
По сути, развитие качественной дорожной сети – это дело государственной важности. Понимая это, правительство РФ разработало национальный проект «Безопасные качественные дороги» («Инфраструктура для жизни»).
Объекты нацпроекта
С 2017 по 2025 годы на реализацию этого проекта Северску было выделено финансирование в объеме 1 352,14 млн рублей, благодаря чему удалось отремонтировать более 48 километров автомобильных дорог, что составляет 76 процентов от всего объема дорожного фонда ЗАТО Северск.
Остановимся подробнее на объектах, выполненных в рамках реализации нацпроекта за последние пять лет.
В 2021 году по нацпроекту в городе отремонтировали четыре участка дорог, затратив 160 млн рублей, выделенных из федерального, областного и местного бюджетов. Это проезжие части ул. Калинина (от кольца на въезде в город до ул. Солнечной), ул. Советской (от пл. Ленина до ул. Северной), ул. Транспортной (от ул. Московской до ул. Калинина), а также начали ремонт проезжей части пр. Коммунистического в сторону ул. Комсомольской (от ул. Свердлова до ул. Леонтичука).
Протяженность отремонтированных участков составила 4 километра 17 метров, общая площадь заасфальтированных участков дорог – 58 тысяч квадратных метров.
Кроме того, на средства, образовавшиеся по результатам экономии от конкурсов по исполнению контракта, дополнительно был отремонтирован следующий участок дороги в 350 метров на пр. Коммунистическом – от ул. Леонтичука до ул. Парковой.
А затем Томскдорстрой сразу приступил к работам из плана 2022 года – начал ремонт участка ул. Солнечной – от ул. Северной до ул. Калинина и участка улицы Славского – от моста до кадетского корпуса.
В 2022 году общий объем финансирования капремонта дорог с учетом бюджетов всех уровней составил порядка 180 млн рублей. В этом году было отремонтировано 4,1 км дорожного покрытия: к нормативному состоянию приведены участки улиц Славского, Калинина, Солнечной, пр. Коммунистического, пл. Ленина, где была выполнена организация кругового движения с переносом остановочной площадки в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения.
А на сэкономленные по результатам аукциона средства удалось отремонтировать часть объектов из плана 2023 года – проезд Южный, ул. Предзаводскую и часть ул. Солнечной.
В 2023 году всего было отремонтировано 5,15 км дорожного покрытия: к нормативному состоянию приведены участки улиц 40 лет Октября, Пионерской, Пушкина, Горького, Строителей, Северной, Курчатова и проспекта Коммунистического (от ул. Первомайской до ул. Комсомольской).
Общий объем финансирования по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2023 году составил порядка 180 млн рублей.
В 2024 году к нормативному состоянию приведены участки улиц Ленина, Полевой, Ершова и часть ул. Ленинградской. На трех объектах – ул. Ленина (от ул. Солнечной до ул. Ленинградской), Полевой (от ул. Лесной до ул. Горького) и Ершова (от ул. Калинина до ул. Транспортной) к ремонту приступили еще в прошлом сезоне. Общий объем финансирования по нацпроекту – 180 млн рублей. Из плана 2025 года завершен ремонт на ул. Ленинградской и ул. Мира и автодороги № 14 (на ТЭЦ)
Кроме того, в 2024 году было заменено асфальтовое покрытие на участке от общества садоводов-любителей «Речник» до поселка Самусь.
А в 2025 году в Северске завершились работы в рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни» из плана 2025 года. К нормативу приведены автодорога ГУМТС (на Парусинку), улицы Московская и Леонтичука. Общая протяженность отремонтированных дорог – два километра. Финансирование составило 159,2 млн рублей.
На всех объектах была выполнена замена старого асфальтового покрытия на двухслойное высокопрочное, установлен новый бордюрный камень, заменены люки колодцев и дождеприемников, нанесена дорожная разметка из холодного пластика, восстановлены газоны.
Кроме того, в Северске уже начались работы из плана 2026 года общей стоимостью 180 млн рублей и общей протяженностью три километра. Запланирован ремонт автодороги на кладбище (участок от ж/д переезда до кладбища); ул. Тургенева (от перекрестка ул. Братьев Иглаковых до перекрестка ул. Набережной); автодорога от д. Чернильщиково до НСТСЛ «Спутник»; пр. Коммунистического (от перекрестка ул. Царевского до перекрестка ул. Курчатова); автодорога ул. Победы (участки 1 и 2, дублеры).
Как отметил Николай Диденко, все эти дороги, капитально отремонтированные в рамках выполнения нацпроекта, социально значимы, ведь от их состояния зависит качество жизни северчан (доступность медучреждений, школ, детских садов, учреждений допобразования, магазинов и предприятий, садоводческих участков и мест отдыха). Отметим, что, как всегда, подрядчик ООО «Томскдорстрой» выполняет работы со значительным опережением графика, при этом качество остается всегда на высоте. Гарантия дается подрядчиком на пять лет. Однако, как показало время, дороги, отремонтированные этим подрядчиком семь лет назад, сейчас находятся в нормативном состоянии. Такого качества удается достичь и благодаря инновационной технологии с применением щебеночно-мастичных асфальтовых смесей (ЩМА 22, ЩМА 16). Кстати, нацпроект предполагает не только выделение муниципалитетам средств на ремонт дорог, оснащение их современными техническими средствами регулирования движения, но и ставит условием жесткий контроль за расходованием этих средств и ка
чеством выполненных работ.
Для томичей, северчан и самусьчан
Отдельно хочется сказать о ремонте автодороги Томск – Самусь. На капитальный ремонт северского участка автодороги Томск – Самусь по решению губернатора Владимира Мазура в рамках регионального дорожного проекта из областного бюджета в общей сложности было выделено более 470 млн рублей.
Говоря о важности и значении трассы Томск – Самусь, Николай Диденко, в частности, отметил, что в 80-е годы эту автодорогу построили от Самуськов до Томскнефтехима с бетонным основанием для того, чтобы перевозить с реки Томи большегрузное оборудование для Томскнефтехима – весом от 100 и более тонн.
- И эта дорога служит с 1983 года, – сказал Николай Васильевич. – Только локально ямочным ремонтом поддерживали ее. Но учитывая, что в последнее время открылись дополнительно еще три или четыре карьера на участке от Петропавловки до Наумовки и по дороге возят песок уже не машины с объемом кузова шесть-семь кубов, как это было раньше, а 30-40-кубовые «Тонары», она сильно разбилась. И уже бюджетных средств у Северска, конечно, не хватало на ремонт этой дороги в границах ЗАТО Северск, по которой ездят спецмашины, работающие на всю область. Так что капремонт этой автомагистрали назрел давно.
Отметим, автодорога Томск – Самусь длиной 48 километров связывает поселок Самусь, деревни Орловка, Семиозерки, Кижирово (все входят в ЗАТО Северск) и село Петропавловку с Томском и Северском. В 2022 году был отремонтирован 20-километровый участок трассы – от Кузовлева до знака «ЗАТО Северск». В 2023 году начался ремонт северского участка автодороги. За три года было отремонтировано 18,4 км.
Лидерство намерены удерживать
Северск в регионе занимает лидирующие позиции по реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Очевидно, заслуга в том северских властей.
- Разумеется, чтобы эффективно использовались бюджетные деньги, необходимо было не только тщательно выстроить взаимоотношения между органами местного самоуправления, но и грамотно вести бюджетную политику. Почему в Северске это получилось? Потому что власть никогда не забывала о бюджете развития: как бы ни было трудно, все равно находила возможность миллионов 50-60 выделять на развитие, на капитальные вложения, – говорит Николай Диденко. – Бюджет развития – это не только капитальные вложения, но это вложения в проекты, позволяющие привлечь дополнительные средства в будущем. А потому, обсуждая очередной проект бюджета, мы каждый раз закладываем в него средства на разработку проектно-сметной документации на дороги, на все то, что городу так необходимо, но на что пока не хватает денег. Имея проектно-сметную документацию и получив на нее экспертизу, муниципалитет может включаться в реализацию федеральных проектов. Такая работа в ЗАТО Северск ведется очень успешно, благодаря чему Северск входит в число лидеров в
реализации таких нацпроектов, как «Формирование комфортной городской среды», «Безопасные качественные дороги» («Инфраструктура для жизни»). Софинансирование предусмотрено бюджетом, аукционы проводятся заблаговременно, ремонт и благоустройство ведутся в кратчайшие сроки с высоким качеством. Такую эффективность высоко ценят в областном центре, в столице, а потому каждый год наше ЗАТО получает больше средств, чем в предыдущем году, на реализацию национальных проектов.
Ирина ЯКОВЛЕВА
За что вы любите свой город? С таким вопросом журналисты нашей газеты не раз обращались к северчанам накануне Дня города. Ответы, как правило, получали разные: одни ценят свою малую родину за богатые возможности для воспитания и развития детей (всем нуждающимся – места в детских садах, качественное общее образование, широкая сеть учреждений допобразования, включающая спортивные школы и секции, а также школу искусств и кружки художественно-эстетического направления); другие говорили о возможности реализовать свои профессиональные амбиции, отмечая особые перспективы Северска в развитии атомной индустрии; третьи особо выделяли, что Северск – тихий, красивый и уютный город. И пусть эти мнения субъективные, но в целом они дают понимание того, насколько северчане благополучны и счастливы.
Впрочем, насколько красив, уютен, комфортен и безопасен наш город, ответ есть и вполне обоснованный. Минстрой России ежегодно составляет Индекс качества городской среды. Города оценивают по 36 индикаторам, среди которых – благоустройство, безопасность, доступность инфраструктуры и экология. За каждый индикатор город получает 10 баллов. Города, набравшие более 181 балла, получают статус благоприятных для проживания. Так вот, по данным Минстроя России, в 2024 году Северск набрал 242 балла из 360 возможных в рейтинге самых благоприятных для жизни городов России и стал лидером среди городов Сибирского федерального округа.
А по информации на февраль 2025 года, Северск признан лучшим городом по Индексу качества жизни среди всех 30 городов присутствия Госкорпорации «Росатом»! Исследование включало анализ уже 70 важнейших показателей качества жизни, таких как жилищные условия, доходы населения, состояние здоровья, уровень образования, транспортная доступность, благоустройство, экологическая обстановка, безопасность, социальная активность, возможности для досуга и общая удовлетворенность жителей своим уровнем жизни.
Дороги, которые мы выбираем
- Гости Северска часто говорят, что он похож на уютный европейский город, где красиво, удобно и безопасно. А северчане не без гордости отмечают, что за последние годы наш город особенно похорошел: создаются новые общественные пространства, появляются новые игровые и спортивные площадки, озеленяются районы и кварталы. А главное, думаю, каждый северчанин, будь то автолюбитель или пешеход, сегодня отмечает, что дороги в нашем городе наконец-то становятся лучше, – говорит Николай Диденко, мэр ЗАТО Северск. – Ежегодно благодаря реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» (преемник нацпроекта «Безопасные качественные дороги») выделяются средства из федерального, регионального и местного бюджетов на капитальный ремонт участков, где десятилетиями не меняли асфальт и бордюры, где не работала ливневка, где устарело освещение и отсутствовало ограждение. Сегодня более 76 процентов городских магистралей соответствуют современным нормативным требованиям, предъявляемым к дорогам.
По словам Николая Васильевича, развитие дорожной инфраструктуры имеет огромное значение для решения многих задач, возложенных на власть. Во-первых, когда речь идет об экономическом развитии. Так, качественная дорожная инфраструктура улучшает доступность рабочих мест и услуг.
Во-вторых, когда мы говорим о сохранении здоровья и повышении безопасности населения. Не секрет, что низкое качество дорог увеличивает риски дорожно-транспортных происшествий. Дорожные травмы и ДТП становятся бременем для системы здравоохранения и снижают уровень жизни населения.
В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и социальные, и психологические аспекты. Качественная дорожная сеть позволяет жителям беспрепятственно передвигаться по территории, обеспечивая доступ к необходимым услугам, таким как школы, медицинские учреждения и культурные объекты. Удобные дороги дают возможность более гибко распоряжаться временем и избегать длительных поездок, что особенно важно для семей с детьми, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ну и наконец, нельзя забывать и об экологических аспектах. Качественные дороги способствуют равномерному движению транспорта, позволяя водителям реже тормозить и разгоняться, то есть производить меньше выбросов вредных веществ в атмосферу.
По сути, развитие качественной дорожной сети – это дело государственной важности. Понимая это, правительство РФ разработало национальный проект «Безопасные качественные дороги» («Инфраструктура для жизни»).
Объекты нацпроекта
С 2017 по 2025 годы на реализацию этого проекта Северску было выделено финансирование в объеме 1 352,14 млн рублей, благодаря чему удалось отремонтировать более 48 километров автомобильных дорог, что составляет 76 процентов от всего объема дорожного фонда ЗАТО Северск.
Остановимся подробнее на объектах, выполненных в рамках реализации нацпроекта за последние пять лет.
В 2021 году по нацпроекту в городе отремонтировали четыре участка дорог, затратив 160 млн рублей, выделенных из федерального, областного и местного бюджетов. Это проезжие части ул. Калинина (от кольца на въезде в город до ул. Солнечной), ул. Советской (от пл. Ленина до ул. Северной), ул. Транспортной (от ул. Московской до ул. Калинина), а также начали ремонт проезжей части пр. Коммунистического в сторону ул. Комсомольской (от ул. Свердлова до ул. Леонтичука).
Протяженность отремонтированных участков составила 4 километра 17 метров, общая площадь заасфальтированных участков дорог – 58 тысяч квадратных метров.
Кроме того, на средства, образовавшиеся по результатам экономии от конкурсов по исполнению контракта, дополнительно был отремонтирован следующий участок дороги в 350 метров на пр. Коммунистическом – от ул. Леонтичука до ул. Парковой.
А затем Томскдорстрой сразу приступил к работам из плана 2022 года – начал ремонт участка ул. Солнечной – от ул. Северной до ул. Калинина и участка улицы Славского – от моста до кадетского корпуса.
В 2022 году общий объем финансирования капремонта дорог с учетом бюджетов всех уровней составил порядка 180 млн рублей. В этом году было отремонтировано 4,1 км дорожного покрытия: к нормативному состоянию приведены участки улиц Славского, Калинина, Солнечной, пр. Коммунистического, пл. Ленина, где была выполнена организация кругового движения с переносом остановочной площадки в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения.
А на сэкономленные по результатам аукциона средства удалось отремонтировать часть объектов из плана 2023 года – проезд Южный, ул. Предзаводскую и часть ул. Солнечной.
В 2023 году всего было отремонтировано 5,15 км дорожного покрытия: к нормативному состоянию приведены участки улиц 40 лет Октября, Пионерской, Пушкина, Горького, Строителей, Северной, Курчатова и проспекта Коммунистического (от ул. Первомайской до ул. Комсомольской).
Общий объем финансирования по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2023 году составил порядка 180 млн рублей.
В 2024 году к нормативному состоянию приведены участки улиц Ленина, Полевой, Ершова и часть ул. Ленинградской. На трех объектах – ул. Ленина (от ул. Солнечной до ул. Ленинградской), Полевой (от ул. Лесной до ул. Горького) и Ершова (от ул. Калинина до ул. Транспортной) к ремонту приступили еще в прошлом сезоне. Общий объем финансирования по нацпроекту – 180 млн рублей. Из плана 2025 года завершен ремонт на ул. Ленинградской и ул. Мира и автодороги № 14 (на ТЭЦ)
Кроме того, в 2024 году было заменено асфальтовое покрытие на участке от общества садоводов-любителей «Речник» до поселка Самусь.
А в 2025 году в Северске завершились работы в рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни» из плана 2025 года. К нормативу приведены автодорога ГУМТС (на Парусинку), улицы Московская и Леонтичука. Общая протяженность отремонтированных дорог – два километра. Финансирование составило 159,2 млн рублей.
На всех объектах была выполнена замена старого асфальтового покрытия на двухслойное высокопрочное, установлен новый бордюрный камень, заменены люки колодцев и дождеприемников, нанесена дорожная разметка из холодного пластика, восстановлены газоны.
Кроме того, в Северске уже начались работы из плана 2026 года общей стоимостью 180 млн рублей и общей протяженностью три километра. Запланирован ремонт автодороги на кладбище (участок от ж/д переезда до кладбища); ул. Тургенева (от перекрестка ул. Братьев Иглаковых до перекрестка ул. Набережной); автодорога от д. Чернильщиково до НСТСЛ «Спутник»; пр. Коммунистического (от перекрестка ул. Царевского до перекрестка ул. Курчатова); автодорога ул. Победы (участки 1 и 2, дублеры).
Как отметил Николай Диденко, все эти дороги, капитально отремонтированные в рамках выполнения нацпроекта, социально значимы, ведь от их состояния зависит качество жизни северчан (доступность медучреждений, школ, детских садов, учреждений допобразования, магазинов и предприятий, садоводческих участков и мест отдыха). Отметим, что, как всегда, подрядчик ООО «Томскдорстрой» выполняет работы со значительным опережением графика, при этом качество остается всегда на высоте. Гарантия дается подрядчиком на пять лет. Однако, как показало время, дороги, отремонтированные этим подрядчиком семь лет назад, сейчас находятся в нормативном состоянии. Такого качества удается достичь и благодаря инновационной технологии с применением щебеночно-мастичных асфальтовых смесей (ЩМА 22, ЩМА 16). Кстати, нацпроект предполагает не только выделение муниципалитетам средств на ремонт дорог, оснащение их современными техническими средствами регулирования движения, но и ставит условием жесткий контроль за расходованием этих средств и ка
чеством выполненных работ.
Для томичей, северчан и самусьчан
Отдельно хочется сказать о ремонте автодороги Томск – Самусь. На капитальный ремонт северского участка автодороги Томск – Самусь по решению губернатора Владимира Мазура в рамках регионального дорожного проекта из областного бюджета в общей сложности было выделено более 470 млн рублей.
Говоря о важности и значении трассы Томск – Самусь, Николай Диденко, в частности, отметил, что в 80-е годы эту автодорогу построили от Самуськов до Томскнефтехима с бетонным основанием для того, чтобы перевозить с реки Томи большегрузное оборудование для Томскнефтехима – весом от 100 и более тонн.
- И эта дорога служит с 1983 года, – сказал Николай Васильевич. – Только локально ямочным ремонтом поддерживали ее. Но учитывая, что в последнее время открылись дополнительно еще три или четыре карьера на участке от Петропавловки до Наумовки и по дороге возят песок уже не машины с объемом кузова шесть-семь кубов, как это было раньше, а 30-40-кубовые «Тонары», она сильно разбилась. И уже бюджетных средств у Северска, конечно, не хватало на ремонт этой дороги в границах ЗАТО Северск, по которой ездят спецмашины, работающие на всю область. Так что капремонт этой автомагистрали назрел давно.
Отметим, автодорога Томск – Самусь длиной 48 километров связывает поселок Самусь, деревни Орловка, Семиозерки, Кижирово (все входят в ЗАТО Северск) и село Петропавловку с Томском и Северском. В 2022 году был отремонтирован 20-километровый участок трассы – от Кузовлева до знака «ЗАТО Северск». В 2023 году начался ремонт северского участка автодороги. За три года было отремонтировано 18,4 км.
Лидерство намерены удерживать
Северск в регионе занимает лидирующие позиции по реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Очевидно, заслуга в том северских властей.
- Разумеется, чтобы эффективно использовались бюджетные деньги, необходимо было не только тщательно выстроить взаимоотношения между органами местного самоуправления, но и грамотно вести бюджетную политику. Почему в Северске это получилось? Потому что власть никогда не забывала о бюджете развития: как бы ни было трудно, все равно находила возможность миллионов 50-60 выделять на развитие, на капитальные вложения, – говорит Николай Диденко. – Бюджет развития – это не только капитальные вложения, но это вложения в проекты, позволяющие привлечь дополнительные средства в будущем. А потому, обсуждая очередной проект бюджета, мы каждый раз закладываем в него средства на разработку проектно-сметной документации на дороги, на все то, что городу так необходимо, но на что пока не хватает денег. Имея проектно-сметную документацию и получив на нее экспертизу, муниципалитет может включаться в реализацию федеральных проектов. Такая работа в ЗАТО Северск ведется очень успешно, благодаря чему Северск входит в число лидеров в
реализации таких нацпроектов, как «Формирование комфортной городской среды», «Безопасные качественные дороги» («Инфраструктура для жизни»). Софинансирование предусмотрено бюджетом, аукционы проводятся заблаговременно, ремонт и благоустройство ведутся в кратчайшие сроки с высоким качеством. Такую эффективность высоко ценят в областном центре, в столице, а потому каждый год наше ЗАТО получает больше средств, чем в предыдущем году, на реализацию национальных проектов.
Ирина ЯКОВЛЕВА