Категории
Политика
(44)
Экономика
(84)
Образование
(432)
ЖКХ
(348)
Культура
(156)
Спорт
(267)
Общество
(713)
Наука и техника
(23)
Происшествия
(29)
Медицина и здравоохранение
(119)
Прочее
(24)
Неформальный подход к Совету обучающихся. Учимся управлять, работать в команде, инициируем социальные проекты
Школа – это место, где дают знания, а также помогают формировать активную гражданскую позицию и развивать лидерские качества. Одним из ключевых инструментов в этом процессе выступает школьное самоуправление. Ребята учатся работать в команде и отстаивать свою точку зрения.
Самоуправление – разумное решение
Действительно школьное самоуправление – тренд в современной школе и важный инструмент эффективной и гармоничной образовательной среды. Эта форма управления выступает своеобразным мостиком между учениками, учителями и администрацией, помогает совместно решать важные вопросы.
Однако его ценность выходит за рамки простого управления школьной жизнью. ШСУ дает школьникам бесценную возможность примерить на себя множество различных социальных ролей: от организатора мероприятий и лидера команды до переговорщика и защитника интересов.
Основная цель ученического самоуправления в школе – создать благоприятную среду, чтобы развивать личностные качества ребят и улучшать школьную жизнь. Ребята могут принимать активное участие в управлении школой и реализовывать инициативы.
Совет обучающихся является органом ученического самоуправления в образовательной организации. Он создается на добровольных началах и на выборной основе.
«Твой выбор» по-северски
24 октября в Северске стартовала профильная муниципальная интенсивная смена «Твой выбор», которая завершится 1 ноября. Это большое мероприятие, организованное управлением образования северской администрации при поддержке мэра Николая Диденко, проводится у нас впервые (региональная смена уже проходила дважды на базе Центра «Пульсар» – в 2023 и 2024 годах).
В смене участвуют 49 представителей Советов обучающихся и 20 педагогов-кураторов (наставников) из 15 общеобразовательных организаций муниципалитета.
На церемонии открытия начальник управления образования Егор Ковалев пожелал ребятам не бояться новых знаний и новых направлений деятельности, включаться в их освоение и идти до конца, находить и использовать новые возможности для собственного активного развития.
Из Москвы участников приветствовал Александр Прутченков, доктор педагогических наук, профессор, который вместе с руководителем Педагогического конструкторского бюро Светланой Прутченковой присоединился к преподавателям смены 29 октября.
В организации смены участвуют более 25 образовательных и общественных организаций, представителей мелкого и крупного бизнеса, средств массовой информации Северска, Томска и Москвы.
Многообразие форм и методов
Программа интенсивной смены имеет гибкий формат и основана на интерактивных методах и формах обучения, обширных коммуникациях со средствами массовой информации, управленческими командами школ, управления образования, а также встречей школьных активистов в администрации ЗАТО Северск.
Общее количество участников, преподавателей и организаторов насчитывает более 150 человек, что подчеркивает сетевой принцип организации смены.
В течение семи дней участники совершенствуют свои знания об ученическом самоуправлении, на примерах разбирают функции, обязанности Совета обучающихся, прокачивают навыки командной работы. А еще они разработают идеи новых социальных проектов для учеников своей школы.
Уже в первый день прошли коммуникативные тренинги на знакомство, погружение в профильный понятийный аппарат «ученического самоуправления». Эксперты дали рекомендации по мастерству публичного выступления, подготовке и размещению мотивирующих пабликов в социальных сетях.
Интересными, насыщенными были и последующие дни. Школьники получали новые знания о функциях и обязанностях, приобретали практические навыки эффективной работы в составе Совета обучающихся, разрабатывали идеи новых социальных проектов для школьного ученического сообщества.
Занятия предусматривали использование различных форм и видов деятельности: групповые и индивидуальные занятия, лекции, практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые встречи.
Отметим, что 29 октября, помимо прочего, разные группы школьников встречались с представителями северских СМИ – Радио Северска, газеты «Диалог», телекомпанией СТ-7 в формате «Открытая гостиная».
Например, редактор и журналист газеты общались с пресс-секретарями Советов обучающихся, рассказывая им о своей профессии, о жанрах текстовой журналистики, о том, как устроена работа печатного издания, и многом другом.
Теорию подкрепляем практикой
Разговор начался с демонстрации одной из важных составляющих журналистской «кухни» – с интервью, которое журналист взял у эксперта в области ученического самоуправления и гражданского образования, заместителя директора школы № 37 города Томска Валентины Яковенко.
- Валентина Николаевна, какова цель этой смены?
- Она заключается в создании условий для повышения уровня знаний в области организации работы Советов обучающихся, интеллектуального и личностного развития обучающихся. И есть у нас, как организаторов, еще одна задача – подготовить ребят к участию во всероссийском конкурсе Советов обучающихся общеобразовательных организаций «Территория успеха», который пройдет в этом учебном году.
- Кто является участниками этой смены «Твой выбор»: как сформированы команды?
- Это члены Советов обучающихся северских общеобразовательных организаций, каждая из которых представляет команду из трех или четырех человек. Делятся они на три группы: организаторы, пресс-секретари и председатели Советов обучающихся. Также в рамках работы смены принимают участие еще и кураторы, советники директора по воспитанию, а на некоторых этапах, как вчера, и директора школ, их заместители. Помимо команд обучающихся, есть четвертая команда – это команда педагогов.
- То есть педагоги-кураторы тоже чему-то обучаются…
- У них своя образовательная траектория, они тоже погружаются в эту тематику, но уже с точки зрения нормативно-правовой базы и с точки зрения сопровождения деятельности Совета обучающихся в школе.
Смена построена так, что параллельно идут занятия для обучающихся, педагогов, а также – для администрации школы. Ведут занятия не только эксперты, специалисты по ученическому самоуправлению и гражданскому образованию из Томска и Северска. У нас есть два специалиста, которые сегодня прилетели из Москвы. Мы с ними дружим много лет. И они прибыли специально на эту смену по приглашению администрации ЗАТО Северск.
- Скажите простыми словами, чему учат школьников на этой смене.
- Как организовать свою школьную жизнь. Как представлять права обучающихся. Как реализовывать и создавать социальные проекты. Это основные задачи, которые стоят перед нами. И в конце смены у нас будет небольшая защита идей таких социальных проектов, которые ребята в ходе своей деятельности научатся разрабатывать. То есть они будут владеть этой технологией.
Вообще у них еще много задач. В первый день каждая команда получила лист-рейтинг деловой активности, то есть они не просто обучаются, но еще и проявляют себя. А сделать это можно, представив материал в компьютерной презентации о своем ученическом совете, или оформить пост по итогам обучения за день, будут оцениваться дизайн, грамотность. Еще нужно было заполнить анкету – из пятидесяти качеств, которые присущи лидерам, выбрать десять самых важных. Показать, как организовалась команда. Разместить новости ВКонтакте, на сайте своей школы. Все это тоже мониторится. И каждый день подводятся итоги рейтинга деловой активности.
- В программе смены я обратил внимание на тренинг, который называется «Поиск и формулировка социальной проблемы, которую может решить Совет обучающихся». Какие это проблемы?
- Это вчера у нас был такой тренинг. Ребята вместе с администрацией своего образовательного учреждения выявляли круг этих проблем. Здесь было восемь направлений. Ребята из них выбирали пять, которые для них были самые важные – в области образования, наставничества, дисциплины, информации и так далее. То есть выбирали и администрация, и коллектив детей то, что для них по рейтингу более важное, и потом приходили к консенсусу.
А что касается проектов, которые будут разрабатывать ребята, отмечу, что два дня они будут погружены в эту тематику социального проектирования, и каждый выберет для своей школы ту область, в которой они будут реализовывать проекты, на благо другим. Это могут быть те, кто нуждается в их помощи, например, младшие школьники. Это могут быть школьные библиотеки, процесс организации школьных перемен, содействие беззащитным животным и многое другое. Каждая школа что-то выберет для себя. То есть вот эта технология: шаг за шагом, и в итоге к 1 ноября у каждого сложится такой небольшой проект, который они могут реализовать и даже потом поучаствовать во всероссийском конкурсе. Очень важна на данном этапе поддержка педагогов.
Учение с увлечением
Интересно ли ребятам на смене, что им понравилось здесь? Об этом мы спросили некоторых из них.
Например, учащаяся восьмого класса Северского лицея Полина Юркова, которая в будущем хочет стать интерьерным дизайнером, на этот вопрос ответила так:
- Я пришла сюда узнать что-то новое и попробовать себя в этой сфере. Мне здесь очень нравится, особенно когда проходят лекции: самой интересной из них для меня была вчерашняя лекция о маркетинге. Вообще смена полезная, очень много занятий, все очень быстро происходит.
Ученица десятого класса школы № 89 Александра Ильинская, она мечтает поступить в театральный вуз, сказала:
- Я пришла сюда, чтобы познакомиться с разными людьми. В первую очередь для меня это возможность узнать много нового и интересного. Мне на смене «Твой выбор» нравится абсолютно все.
Ученица седьмого класса школы № 80 Арина Бельская пояснила:
- Я состою в медиацентре класса и школы: публикую посты, составляю тексты на мероприятия, провожу их. И пришла сюда, чтобы набраться опыта в медиасфере. И ожидания меня не обманули. Новые знания пригодятся мне в школе.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
Самоуправление – разумное решение
Действительно школьное самоуправление – тренд в современной школе и важный инструмент эффективной и гармоничной образовательной среды. Эта форма управления выступает своеобразным мостиком между учениками, учителями и администрацией, помогает совместно решать важные вопросы.
Однако его ценность выходит за рамки простого управления школьной жизнью. ШСУ дает школьникам бесценную возможность примерить на себя множество различных социальных ролей: от организатора мероприятий и лидера команды до переговорщика и защитника интересов.
Основная цель ученического самоуправления в школе – создать благоприятную среду, чтобы развивать личностные качества ребят и улучшать школьную жизнь. Ребята могут принимать активное участие в управлении школой и реализовывать инициативы.
Совет обучающихся является органом ученического самоуправления в образовательной организации. Он создается на добровольных началах и на выборной основе.
«Твой выбор» по-северски
24 октября в Северске стартовала профильная муниципальная интенсивная смена «Твой выбор», которая завершится 1 ноября. Это большое мероприятие, организованное управлением образования северской администрации при поддержке мэра Николая Диденко, проводится у нас впервые (региональная смена уже проходила дважды на базе Центра «Пульсар» – в 2023 и 2024 годах).
В смене участвуют 49 представителей Советов обучающихся и 20 педагогов-кураторов (наставников) из 15 общеобразовательных организаций муниципалитета.
На церемонии открытия начальник управления образования Егор Ковалев пожелал ребятам не бояться новых знаний и новых направлений деятельности, включаться в их освоение и идти до конца, находить и использовать новые возможности для собственного активного развития.
Из Москвы участников приветствовал Александр Прутченков, доктор педагогических наук, профессор, который вместе с руководителем Педагогического конструкторского бюро Светланой Прутченковой присоединился к преподавателям смены 29 октября.
В организации смены участвуют более 25 образовательных и общественных организаций, представителей мелкого и крупного бизнеса, средств массовой информации Северска, Томска и Москвы.
Многообразие форм и методов
Программа интенсивной смены имеет гибкий формат и основана на интерактивных методах и формах обучения, обширных коммуникациях со средствами массовой информации, управленческими командами школ, управления образования, а также встречей школьных активистов в администрации ЗАТО Северск.
Общее количество участников, преподавателей и организаторов насчитывает более 150 человек, что подчеркивает сетевой принцип организации смены.
В течение семи дней участники совершенствуют свои знания об ученическом самоуправлении, на примерах разбирают функции, обязанности Совета обучающихся, прокачивают навыки командной работы. А еще они разработают идеи новых социальных проектов для учеников своей школы.
Уже в первый день прошли коммуникативные тренинги на знакомство, погружение в профильный понятийный аппарат «ученического самоуправления». Эксперты дали рекомендации по мастерству публичного выступления, подготовке и размещению мотивирующих пабликов в социальных сетях.
Интересными, насыщенными были и последующие дни. Школьники получали новые знания о функциях и обязанностях, приобретали практические навыки эффективной работы в составе Совета обучающихся, разрабатывали идеи новых социальных проектов для школьного ученического сообщества.
Занятия предусматривали использование различных форм и видов деятельности: групповые и индивидуальные занятия, лекции, практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые встречи.
Отметим, что 29 октября, помимо прочего, разные группы школьников встречались с представителями северских СМИ – Радио Северска, газеты «Диалог», телекомпанией СТ-7 в формате «Открытая гостиная».
Например, редактор и журналист газеты общались с пресс-секретарями Советов обучающихся, рассказывая им о своей профессии, о жанрах текстовой журналистики, о том, как устроена работа печатного издания, и многом другом.
Теорию подкрепляем практикой
Разговор начался с демонстрации одной из важных составляющих журналистской «кухни» – с интервью, которое журналист взял у эксперта в области ученического самоуправления и гражданского образования, заместителя директора школы № 37 города Томска Валентины Яковенко.
- Валентина Николаевна, какова цель этой смены?
- Она заключается в создании условий для повышения уровня знаний в области организации работы Советов обучающихся, интеллектуального и личностного развития обучающихся. И есть у нас, как организаторов, еще одна задача – подготовить ребят к участию во всероссийском конкурсе Советов обучающихся общеобразовательных организаций «Территория успеха», который пройдет в этом учебном году.
- Кто является участниками этой смены «Твой выбор»: как сформированы команды?
- Это члены Советов обучающихся северских общеобразовательных организаций, каждая из которых представляет команду из трех или четырех человек. Делятся они на три группы: организаторы, пресс-секретари и председатели Советов обучающихся. Также в рамках работы смены принимают участие еще и кураторы, советники директора по воспитанию, а на некоторых этапах, как вчера, и директора школ, их заместители. Помимо команд обучающихся, есть четвертая команда – это команда педагогов.
- То есть педагоги-кураторы тоже чему-то обучаются…
- У них своя образовательная траектория, они тоже погружаются в эту тематику, но уже с точки зрения нормативно-правовой базы и с точки зрения сопровождения деятельности Совета обучающихся в школе.
Смена построена так, что параллельно идут занятия для обучающихся, педагогов, а также – для администрации школы. Ведут занятия не только эксперты, специалисты по ученическому самоуправлению и гражданскому образованию из Томска и Северска. У нас есть два специалиста, которые сегодня прилетели из Москвы. Мы с ними дружим много лет. И они прибыли специально на эту смену по приглашению администрации ЗАТО Северск.
- Скажите простыми словами, чему учат школьников на этой смене.
- Как организовать свою школьную жизнь. Как представлять права обучающихся. Как реализовывать и создавать социальные проекты. Это основные задачи, которые стоят перед нами. И в конце смены у нас будет небольшая защита идей таких социальных проектов, которые ребята в ходе своей деятельности научатся разрабатывать. То есть они будут владеть этой технологией.
Вообще у них еще много задач. В первый день каждая команда получила лист-рейтинг деловой активности, то есть они не просто обучаются, но еще и проявляют себя. А сделать это можно, представив материал в компьютерной презентации о своем ученическом совете, или оформить пост по итогам обучения за день, будут оцениваться дизайн, грамотность. Еще нужно было заполнить анкету – из пятидесяти качеств, которые присущи лидерам, выбрать десять самых важных. Показать, как организовалась команда. Разместить новости ВКонтакте, на сайте своей школы. Все это тоже мониторится. И каждый день подводятся итоги рейтинга деловой активности.
- В программе смены я обратил внимание на тренинг, который называется «Поиск и формулировка социальной проблемы, которую может решить Совет обучающихся». Какие это проблемы?
- Это вчера у нас был такой тренинг. Ребята вместе с администрацией своего образовательного учреждения выявляли круг этих проблем. Здесь было восемь направлений. Ребята из них выбирали пять, которые для них были самые важные – в области образования, наставничества, дисциплины, информации и так далее. То есть выбирали и администрация, и коллектив детей то, что для них по рейтингу более важное, и потом приходили к консенсусу.
А что касается проектов, которые будут разрабатывать ребята, отмечу, что два дня они будут погружены в эту тематику социального проектирования, и каждый выберет для своей школы ту область, в которой они будут реализовывать проекты, на благо другим. Это могут быть те, кто нуждается в их помощи, например, младшие школьники. Это могут быть школьные библиотеки, процесс организации школьных перемен, содействие беззащитным животным и многое другое. Каждая школа что-то выберет для себя. То есть вот эта технология: шаг за шагом, и в итоге к 1 ноября у каждого сложится такой небольшой проект, который они могут реализовать и даже потом поучаствовать во всероссийском конкурсе. Очень важна на данном этапе поддержка педагогов.
Учение с увлечением
Интересно ли ребятам на смене, что им понравилось здесь? Об этом мы спросили некоторых из них.
Например, учащаяся восьмого класса Северского лицея Полина Юркова, которая в будущем хочет стать интерьерным дизайнером, на этот вопрос ответила так:
- Я пришла сюда узнать что-то новое и попробовать себя в этой сфере. Мне здесь очень нравится, особенно когда проходят лекции: самой интересной из них для меня была вчерашняя лекция о маркетинге. Вообще смена полезная, очень много занятий, все очень быстро происходит.
Ученица десятого класса школы № 89 Александра Ильинская, она мечтает поступить в театральный вуз, сказала:
- Я пришла сюда, чтобы познакомиться с разными людьми. В первую очередь для меня это возможность узнать много нового и интересного. Мне на смене «Твой выбор» нравится абсолютно все.
Ученица седьмого класса школы № 80 Арина Бельская пояснила:
- Я состою в медиацентре класса и школы: публикую посты, составляю тексты на мероприятия, провожу их. И пришла сюда, чтобы набраться опыта в медиасфере. И ожидания меня не обманули. Новые знания пригодятся мне в школе.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора

