Вторник
23 апреля 2024г.
20:06
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Цены бьют рекорды
В магазин без валидола хоть не ходи. За последние месяцы гречка подскочила в цене в два с половиной раза, килограмм сахара в октябре-ноябре мы покупали за 34-35 рублей, а в декабре уже за 52-53 рубля, самое недорогое подсолнечное масло можно было приобрести за 39, 90 руб., а теперь уже дешевле 59,90 не найти. А что говорить о сыре, яйцах,  любимом в народе минтае и других продуктах?
 
Золотая капуста
Сегодня по всей стране проходят прокурорские проверки торговых сетей, вызванные резким повышением цен на продовольственные товары. Не стал исключением и наш город. Сотрудники северской прокуратуры совместно с представителем федеральной антимонопольной службы проверили магазины пяти крупных розничных торговых сетей. Отслеживалось изменение стоимости основных видов продуктов (молоко, мясо, рыба, сыр, картофель, капуста, крупа и т.д.)  в период с 1 октября 2014 года по 22-23 января 2015 года.
- Наша задача была проверить возможные факты необоснованного повышения цен. Поэтому в первую очередь мы смотрели, как менялась разница между закупочной ценой (стоимость товара у поставщика) и розничной, - говорит старший помощник северского прокурора Юлия Головнина. - Понятно, что разница между ними должна быть. Иначе в чем смысл торговли? Любому магазину необходимо оплачивать коммунальные и транспортные расходы, платить зарплату персоналу. Все эти затраты должна покрывать торговая надбавка к цене товара, который попадает на прилавок. Но одно дело, когда эта надбавка практически не меняется, другое - когда она вдруг начинает резко расти.
Подобных фактов, когда магазин увеличивал разницу между закупочной и розничной ценами, было немного. Самый яркий - реализация гречки в одной из торговых сетей: в течение трех-четырех месяцев она подорожала на 150%, при этом поставщик увеличил стоимость крупы на 137%. Магазин выручил дополнительно 13% от стоимости товара. Возможно, здесь сыграл рыночный механизм, когда выросший спрос влияет на цену: осенью на фоне разговоров о неурожае и, соответственно, дефиците гречки ее расхватывали быстро.
Что касается многих остальных продуктов, то здесь закупочно-розничные качели цен держались почти на одном уровне, но при этом товар дорожал. И вины магазинов в этом нет. Цены взвинтили поставщики. Так, например, с 1 октября по 22 января в одной из торговых сетей минтай стал дороже наполовину. При этом только за январь его цена выросла на 20%. Также серьезно в этой сети за три-четыре месяца поднялась стоимость риса – на 33%, говядины (лопатка без кости) – на 23%, сыра Радонежского – на 34%. А капуста стал поистине золотой - она вдруг подорожала на 201%! При этом закупочная цена выросла еще больше – на 211%. Получается, магазин в убыток себе снизил торговую надбавку на 10%. Еще больше он урезал свой аппетит при реализации сахара-песка: поставщик поднял ценовую планку на 64%, а цена в рознице увеличилась лишь на 27%.
Почему торговые сети идут на такой шаг, понятно. Задерешь сильно цены или вообще откажешься от закупки того или иного продукта, обеднив ассортимент магазина, – потеряешь покупателя. А вернуть его потом будет очень сложно. Вот и хитрят-мудрят-выкручиваются продавцы: на какой-то товар снизят торговую надбавку, а на какой-то увеличат, покрыв тем самым убытки.
И хотя по итогам прокурорской проверки административных правонарушений выявлено не было, всем руководителям рознично-торговых сетей Северска были вручены предостережения о недопустимости необоснованного повышения цен.
 
Так у кого хороший аппетит?
Остановит ли эта мера прокурорского реагирования подорожание продуктов? Сомневаюсь. Федеральная и региональная власть может, конечно, использовать и другие инструменты. Правительство России по всей стране или в отдельном субъекте вправе заморозить розничные цены на продовольственные товары первой необходимости, если их стоимость в течение 30 дней увеличится на 30 и более процентов, а органы региональной власти в той же ситуации могут установить предельно допустимую торговую надбавку на продукты на своей территории.
К чему это приведет, нетрудно предположить. Первая мера может вызвать дефицит тех или иных продуктов на какое-то время. Розничные сети просто не станут приобретать у поставщиков дорогой товар и продавать его ниже стоимости закупки, оставаясь в минусе. Но потом, наверное, все станет на свои места – поставщикам деваться будет некуда (товар портится, убытки растут), и они умерят свои аппетиты. И то это произойдет лишь в том случае, если цены заморозят по всей стране. Если же такие меры примут в отдельных субъектах, то товар поставщики будут стремиться реализовать в регионах с более свободной ценовой политикой.
А еще очевидно, что розничные сети начнут терять прибыль и в том, и в другом случае: неважно, заморозит ли цены правительство или региональная власть застолбит надбавку. А это значит: сети будут вынуждены на чем-то экономить. Придется либо сокращать персонал магазинов, либо уменьшать своим работникам заработную плату, либо платить ее в конверте, чтобы отбить свои деньги хотя бы на налогах и сборах.
Поэтому коль уж федеральная власть сказала «А», проведя по всей стране широкомасштабные проверки супермаркетов, то теперь должно последовать и «Б» - пора взяться за поставщиков. Почему они вдруг настолько повысили закупочные цены? Подорожание импортных яблок еще можно объяснить подскочившим курсом евро и доллара. Но с какой стати до того же ценового потолка выросла стоимость краснодарских яблок, купленных за рубли? Неужели так дорого обходится их хранение? Или яиц, которые в одном из северских магазинов выросли в цене аж на 40%. На кур-несушек  мор, что ли, напал?
Возможно, сыграли свою роль и санкции. Раньше конкуренцию российским производителям (возьмем те же овощи-фрукты) составляли зарубежные производители, но в прошлом году правительство объявило эмбарго на продукцию некоторых западных стран. Ниша на рынке стала более свободной, и цены на российский товар соответственно поползли вверх.
В общем, здесь есть над чем подумать контролирующим органам. Кстати, со вчерашнего дня прокуратура Российской Федерации начала проверку поставщиков продовольственных товаров.
Хотя законодательство не позволяет на местном уровне регулировать ценовую политику магазинов, однако отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей регулярно проводит мониторинг розничных цен и направляет эти данные в Департамент потребительского рынка Томской области.
 
Подготовил Сергей НОВОКШОНОВ 
------------------
 
Насколько выросла стоимость продуктов в Северске за полгода*
 
Мука пшеничная - 8,81%
Крупяные изделия - от 30% до 80%
Говядина - 9,81%
Свинина - 3,34%
Хлеб белый пшеничный - 16,46%
Хлеб черный ржаной, ржано-пшеничный - 25,12%
Масло сливочное - 26,08%
Сыр твердый - 19,01%
Молоко питьевое - 12,42%
Сметана - 10,34%
Яйцо столовое - 35,14%.
 
*По данным отдела потребительского рынка и защиты
прав потребителей администрации ЗАТО Северск, мониторинг проводился с 11.08.2014 года в четырнадцати торговых объектах.

 
 
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске