Суббота
20 апреля 2024г.
05:37
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Трудности закаляют
От частного – к общему
В литературе часто сравнивают жизнь с течением реки. Но, как признается Виктор Шварц, директор ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод», для него река – это и есть жизнь, ведь судовождению и судостроению посвящено 45 лет!
- Родился я на Алтае. Увидел как-то форму речника, понравилась очень. Вот так мы с другом и решили поступать в Новосибирское речное училище. Не пожалел ни разу, что выбрал эту стезю. Я с 1970 года в профессии – приехал сюда на завод 27 апреля 1970 года после окончания НРУ, - рассказывает Виктор Густавович. - Прошел все ступени профессионального роста – начинал вторым штурманом, вторым помощником механика – исходил всю реку. Потом был первым штурманом, капитаном на пассажирских и грузовых судах. Очень нравилось работать на "Метеоре" – привлекала скорость, хотя, конечно, ответственность большая, ведь везешь людей. Потом был начальником отдела кадров, начальником цеха, заместителем директора по технической эксплуатации флота, директором судоходной компании, а с 2009 года являюсь директором ССРЗ. Где сложнее? Если работать на совесть, то везде непросто. А если говорить о том, где интереснее, то считаю, что интереснее все же строить корабли. Это непередаваемое счастье, когда видишь, что из деталей формируется судно.
То взлет, то посадка…
Что значит для России судострои-тельно-судоремонтный завод в поселке Самусь? Это действительно уникальное предприятие. Конечно, судостроительных производств в нашей стране много, но самусьский завод – единственный, который может осуществить полный цикл судостроения в отапливаемых помещениях. И это вовсе не чья-либо прихоть, а особенность техпроцесса. Дело в том, что корпус теплохода строится из секций (4, 5, 6 секций), которые потом стыкуются. Так вот, эта стыковка должна происходить непременно при плюсовой температуре. Такое возможно только здесь. Безусловно, это очень большое и сложное хозяйство: во-первых, очень много специального оборудования, во-вторых, производство энергоемкое, огромные затраты необходимо нести на обеспечение теплом.
Что значит для п. Самусь судостроительно-судоремонтный завод? Завод, основанный в 1979 году, всегда был для поселка градообразующим предприятием – на производстве было занято порядка 360 человек. Но сегодня, судя по всему, этот статус утрачен – численность работающих составляет 190 человек, и примерно столько же людей работают сегодня на стекольном заводе. К сожалению,  на ССРЗ сегодня непростая ситуация. Выходят из проб-
лем эти предприятия по-разному. Судостроительно-судоремонтный завод не теряет надежды вернуть былую славу мощного и надежного уникального предприятия.
- Казалось бы, все у нас наладилось. Так, начиная с кризиса 2008 года, на заводе произошла смена собственников. Акционерное общество было обанкрочено, появились новые учредители – Сибирский центр логистики и Томская судоходная компания, - говорит Виктор Шварц. - С 2009-2010 годов мы начали работу с чистого листа. В 2011 году нам удалось войти в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в рамках которой мы получили заказ на строительство технического флота – 19 судов. За 2012-2014 годы мы эту программу успешно выполнили, построили все 19 теплоходов (это обстановочный флот для поддержания обстановки на реке), в том числе три теплохода отправили на Амур, три – на Лену, два – на Енисей, один – на Волгу, пять теплоходов – на Иртыш, столько же – на Обь. Кроме того, за это время мы построили еще несколько единиц флота – два теплохода для Казахстана (там тоже есть такая же программа по обстановочному флоту), баржу на Север, теплоход в Салехард. Итого за период с 2009 по 2014 год  со стапелей завода на воду было спущено 24 единицы флота.
Но со второй половины 2014 года Самусьский судостроительно-судоремонтный завод ощутил кризис. Дело в том, что на многие федеральные программы уменьшено финансирование – сказывалась общая экономическая ситуация в стране. ССРЗ оказался не обеспеченным заказами как по судостроению, так и по ремонту, обслуживанию флота.
- Впрочем, мы не отчаиваемся, - признается Виктор Густавович. – Ведь федеральные программы (речь идет о программах «Развитие транспортной системы до 2030 года по обновлению технического флота», предполагающих строительство обстановочных, промерных судов, технического флота - землесосов, земснарядов) никто не аннулировал, они просто финансово пока еще не подкреплены. Мы уверены, вскоре дело сдвинется с мертвой точки. А пока мы поставили себе цель – сохранить предприятие, людей, дождаться, когда заработают эти программы, чтобы потом сразу в них активно включиться.
На программы надейся, да сам не плошай!
С 2015 года Самусьский судострои-тельно-судоремонтный завод перешел на четырехдневную рабочую неделю. За март-апрель руководство переформировало портфель заказов, взяв ориентацию на изготовление металлоконструкций.
- Мы нашли хороший заказ по изготовлению мачт, опор, свай, металлоконструкций, необходимых для нефтегазовой промышленности - для предприятий Транснефти, - рассказывает Виктор Шварц. - На сегодняшний день заключено договоров на 210 млн рублей.  В перспективе же эта работа должна выйти на сумму в 440 млн рублей. Тем самым мы обеспечим загрузку цехов на весь 2015 год (без учета судостроения).
В судостроительном цехе у рабочих сейчас перерыв, а потому тихо и пусто. Наше внимание привлекает огромная баржа.
- Сухогрузная баржа г/п 1000 т для Республики Казахстан - поясняет Виктор Густавович. – Скоро будем сдавать…
Вот и обстановочное судно «Жартас» (в переводе с казахского означает "скала"), предназначенное для Семейского предприятия водных путей (Казахстан) уже почти готово – когда мы были на заводе, в цехе заканчивали установку различных манипуляторов на теплоход. 14 мая «Жартас» уже торжественно спустили на воду.
- Судно является обстановочным теплоходом - будет заниматься обслуживанием плавучих и береговых знаков судоходной обстановки и контроля глубин судового хода на внутренних водных путях. Длина теплохода - 24 метра, ширина - 3,68 метра. «Жартас» вмещает экипаж до шести человек. Мощность главных двигателей теплохода - 110 кВт, скорость хода - 17 км/ч, по запасам топлива обеспечена автономность плавания, - рассказывает Виктор Шварц. - Очень надеемся, что заказчик высоко оценит нашу работу и в дальнейшем продолжит сотрудничество с нами, ведь Казахстан планирует с 2016 года очень активно заказывать флот.
В механическом цехе кипит работа: все крутится, жужжит, искрит. Задействован почти весь токарный парк.
- Рабочие заняты сборкой металлоконструкций. Номенклатура заказов очень большая. К примеру, вот это - сепаратор для воздуховодов, - поясняет Андрей Николаевич Гречанин, начальник механосборочного цеха. - А эти металлоконструкции предназначены для различных заказчиков Томской области. Недавно выполнили заказ нефтяников. В ближайших планах – изготовить 300 т металлоконструкций для Томска, Уренгоя, Юрги.
- Такая временная переориентация поможет нам сохранить потенциал завода, - говорит Виктор Шварц. – Конечно, мы и раньше выполняли заказы на изготовление металлоконструкций. Но то были разовые заказы. В принципе никаких сложностей эта работа не вызывает. Просто нужно втянуться в эту работу. Теперь, имея опыт и в строительстве металлоконструкций, в будущее мы смотрим с оптимизмом. Переживая трудные времена, надеемся вновь вплотную заняться судостроением.
Кадры решают?
Что ж, мы тоже очень надеемся на то, что федеральные программы по строительству обстановочного флота получат наконец-то финансовое подкрепление. Предполагается, что заказ будет очень объемным. И все же, насколько оправданны надежды ССРЗ получить его?
- У нас есть не только техническая база, все необходимое для строительства флота, но и бесценный опыт, - объясняет Виктор Густавович. - Мы зарекомендовали себя как добропорядочные исполнители – заказ выполнили в срок и с высочайшим качеством. Да, сейчас будет идти строительство флота на всю Россию. Очевидно, по времени один завод не справится с такими объемами. Поэтому, если мы получим этот заказ, будем брать кого-то с европейской части страны на субподряд.
Кадрами по судостроению, как заверил директор завода, ССРЗ обеспечен. Впрочем, Виктор Шварц не скрывал, что кадровая политика в нынешних условиях непростая, ведь у многих опытных работников завода подходит пенсионный возраст, а молодежь пока не очень охотно идет в эту сферу производства.
Кстати, обучение по специальностям, необходимым для речников и судостроителей, идет теперь в нашем регионе. В Томске появился водный техникум, который готовит и судоводителей (мотористов, штурманов), и специалистов для промышленных предприятий (электросварщиков и судосборщиков).
- Десять человек у нас учатся без отрыва от производства, дистанционно. Мы обучили их на рабочем месте, а теперь, окончив техникум, эти работники получат квалификационные удостоверения. Для нас это, конечно, здорово: ведь это люди свои, уже проверенные в работе. Они имеют профессиональные навыки, умеют работать руками, стремятся повышать свою квалификацию, - говорит Андрей Николаевич Гречанин, начальник механосборочного цеха. – Однако мы очень заинтересованы и в том, чтобы к нам шла и молодежь, выпускники школ. Как только эта тенденция переломится, можно будет говорить о том, что судостроение возрождается, что у завода открывается второе дыхание, что у поселка Самусь – светлое будущее.
 
Ирина ЯКОВЛЕВА
Фото Анатолия КАЗАНЦЕВА
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске