Закрытые города на протяжении десятилетий были местом, где создавались и развивались связанные с атомной промышленностью производство, наука и технологии. В свое время сюда были направлены лучшие кадровые ресурсы, огромные финансовые средства, что позволило создать не только мощный комплекс атомной индустрии, но и хорошую социальную сферу. Сегодня, когда закрытые административные объединения интегрируются в открытую рыночную экономику, и властям, и населению очень хочется не только сохранить, но и приумножить потенциал закрытых городов. Трудная задача? Конечно, будущее ЗАТО во многом зависит от положения дел на градообразующих предприятиях, от политики федеральных и местных властей, от возможностей бюджета. Но не только. Не менее важно суметь грамотно распорядиться всеми возможностями, верно выстроить приоритеты, найти нестандартные пути решения проблем. Особенности формирования бюджета закрытого Северска, перспективы города – темы, которые волнуют жителей нашего региона. В среду в прямом эфире программы «Вести-24. Томск» гостем редакции был Григорий Шамин, мэр - председатель Думы ЗАТО Северск. В первой части программы Григорий Андреевич отвечал на вопросы журналиста Владимира Кононкова, а во второй – принимал звонки телезрителей.
- Григорий Андреевич, давайте начнем разговор с темы о бюджете закрытого города. Недавно на майской сессии Думы ЗАТО Северск депутаты заслушали отчет о выполнении бюджета 2014 года. Расскажите, пожалуйста, о его составляющих.
- Сегодня мы провели публичные слушания, в ходе которых жители города имели возможность пообсуждать этот отчет вместе с депутатами и работниками администрации. Надо отметить, что бюджет 2014 года был лучшим за последние пять лет - самым сбалансированным и самым большим с точки зрения объема бюджета развития. Благодаря этому мы смогли капитально отремонтировать стадион «Янтарь», начать строительство многопрофильного спортивного комплекса, приступить к капитальному ремонту дорог.
- А где деньги находили на развитие, ведь это закрытый город? Удавалось на чем-то экономить?
- Дело в том, что в последнее время мы активно работаем над тем, чтобы принимать участие в реализации различных программ регионального и федерального уровня, активно взаимодействуем с
Госкорпорацией «Росатом», работаем с министерством финансов, которое выделяет средства на то, чтобы компенсировать потери, связанные с закрытостью города. В целом получается так: если в 2011 году бюджет ЗАТО Северск составлял
2,8 млрд суммарно, то на 2015 год мы утвердили бюджет в размере 3,8 млрд рублей. Это стало возможным за счет работы по увеличению собственной налогооблагаемой базы и за счет активной работы по отстаиванию интересов нашего ЗАТО на федеральном уровне.
- В одном из ваших недавних выступлений прозвучала мысль о том, что в бюджете ЗАТО на 2014 года есть один минус – небольшая или уменьшающаяся налоговая часть по НДФЛ.
- Правильнее сказать, что это часть собственных доходов в бюджет. Доля НДФЛ, которая остается в распоряжении муниципалитета, примерно осталась на прежнем уровне. У нас идут процессы реструктуризации на СХК, и понятно, что суммарный фонд оплаты труда на комбинате падает, а ведь именно он определяет, сколько НДФЛ получит местный бюджет. Но за счет развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, за счет совместной работы городской власти с СХК по привлечению томских предприятий на производственную территорию, высвобожденную в процессе реструктуризации, мы создаем рабочие места вне атомной отрасли. Так, в Северск переехал Сибэлектромотор, у нас появились кабельное и мебельное производства. С созданием таких рабочих мест нам почти удалось скомпенсировать уменьшение НДФЛ, которое происходило за счет реорганизации основного предприятия. Конечно, проблемы есть. Но, по большому счету, нам удалось за счет других, неналоговых собственных доходов нивелировать это падение.
Бюджет на 2015 год сформирован сбалансированным, и мы уверенно смотрим в будущее, несмотря даже на то, что чувствуем уменьшение платежей из бюджетов вышестоящих уровней в связи с трудной экономической ситуацией в стране. У нас создана «подушка безопасности», у нас практически нет муниципального долга. Северчане, работающие в бюджетной сфере, могут быть вполне уверенными в том, что мы гарантированно исполним на 100% все обязательства, связанные с жизнедеятельностью города.
- Бюджет Северска можно назвать социально направленным?
- Однозначно. Так, в прошлом году доля сферы образования (дошкольное, общее, дополнительное) составляла
57% бюджета.
- Вы сказали, что в этом году возможно снижение потока региональных, федеральных денег по некоторым программам. В этом случае и будете распаковывать резерв, свою «подушку безопасности»?
- Если нам не будет хватать средств на обеспечение стабильной жизнедеятельности города, стабильного предоставления бюджетных услуг во всех сферах, тогда, конечно, придется перебрасывать средства с бюджета развития на бюджет текущего содержания. Будем маневрировать. Вообще бюджет – это очень тонкий инструмент, с помощью которого можно серьезно влиять на ситуацию.
- Недавно бюджетная политика ЗАТО Северск была высоко оценена на конкурсе, который проходил под эгидой Минэкономразвития - Северск получил премию О.Г. Бежаева как лучшее закрытое административно-территориальное образование.
- Да, среди других сорока закрытых городов мы заняли первое место. Почему закрытые города вынесли в отдельную номинацию? В ЗАТО по-другому формируются доходы бюджета. К примеру, мы получаем компенсацию за недополученные доходы, связанные с закрытостью.
- По каким критериям шла оценка?
- Участники оценивались на основе объективных критериев, всесторонне учитывающих качество управления муниципальными финансами. В частности, оценивались достижения городов и районов в таких сферах, как укрепление собственной доходной базы бюджетов, повышение эффективности расходов, организация предоставления муниципальных услуг, управление муниципальным долгом.
К примеру, смотрели, насколько мы эффективно управляем бюджетными средствами. Так, например, простой показатель – заканчивается год, и раньше, непонятно почему, гордились тем, что мы сэкономили 160 млн бюджетных средств. Четыре года назад это считалось хорошо. Но сейчас-то мы понимаем, что это плохо, ибо это означает, что мы на 160 млн не решили проблем, которые планировали решить. Это неправильно. Эффективность заключается в том, что провели конкурсы, в результате которых сэкономлены средства. К примеру, выставили на конкурс работы по созданию ограждения вокруг школы. В результате конкурсов найдется подрядчик, который выполнит работы не за 5, а за 4 млн, - 1 млн удалось сэкономить. Но он не должен лежать, а мы не должны этим гордиться. Деньги должны работать! А потому у нас постоянно каждый месяц идет корректировка бюджета. Сэкономили миллион? Смотрим, куда его можем потратить – на строительство детской площадки, на расширение внутриквартального проезда и так далее. В этом смысл эффективности управления. У нас все деньги идут на решение гораздо большего количества проблем, чем мы планировали вначале. А учитывая сибирские условия (к примеру, сроки капитального ремонта дорог весьма ограничены), надо вовремя принимать решения.
- К проблемам дорог нас, думаю, вернут телезрители. А сейчас давайте поговорим о том, что у нас в стране принято решение создавать территории опережающего социально-экономического развития. Северск наверняка попадет в их число?
- Понятие ТОРов появилось давно – во времена, когда было принято решение о создании Министерства Дальнего Востока. Для того, чтобы эту территорию развивать, предусматривались льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; гарантировались минимальные платежи в социальные фонды; декларировались таможенные льготы и др. Сегодня большую роль сыграла позиция Росатома, его лоббистские возможности для того, чтобы распространить этот закон и на территории атомных ЗАТО. Итак, закон изменен: территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться и в закрытых городах (независимо от того, где они расположены), а не только на Дальнем Востоке. Теперь Росатом работает над следующим шагом – пытается сдвинуть срок реализации этого закона с 2018 на 2016 год. Мы готовы к этому, потому что у нас есть территории, соответствующие ТОРам, – это территория промпарка и территория рекреационной зоны, которая предусматривает перенос зоопарка за пределы закрытой контролируемой зоны.
- Рекреационная зона имеет отношение и к агломерации Томск - Томский район - Северск?
- Безусловно. Агломерация – это процесс, который формируется жителями. К примеру, у нас ежедневно едут на работу из Северска в Томск и обратно порядка 13 тыс. человек. Наша задача содействовать агломерационным процессам - расширять дороги, делать нормальные переезды, чтобы людям было удобно добираться до торговых и культурно-развлекательных центров Томска. Или другой пример. Мы знаем, что много томских групп заезжают в северский зоопарк. Значит, нужно сделать так, чтобы и томичам было удобно. Поэтому у нас разработан план создания рекреационной зоны перед Центральным КПП. Уже проведены на этой территории геологические, геодезические исследования, сделан проект планировки. Сейчас мы готовим техническое задание на разработку проектно-сметной документации по проектированию инженерной инфраструктуры этой зоны. А затем следующий шаг – поиск инвесторов. По зоопарку понятно – здесь будут задействованы усилия Томска, Северска, мы будем обращаться в Госкорпорацию «Росатом», область. А что касается строительства, например, гостиницы, то здесь будет задействован бизнес. Поскольку комплекс будет находиться на территории ЗАТО Северск, значит, все налоги, которые будут формироваться в рекреационной зоне, попадут в наш бюджет. Это тоже схема эффективного управления финансами и зарабатывания их.
И вот наступило время приема звонков от телезрителей. И первый вопрос – вполне ожидаемый:
- Григорий Андреевич, когда в Северске наконец-то приведут в надлежащее состояние дороги?
- С точки зрения ГОСТа по нашим дорогам проехать можно. Стыдно, но можно. Ситуация вполне объяснима:
14 лет капитального ремонта дорог не проводили, делали только ямочный ремонт. С прошлого года мы решили ситуацию в корне поменять – заложили в бюджет средства на капремонт дорог. В 2014 году отремонтировать удалось часть пр. Коммунистический - от театральной площади до ул. Царевского, ул. Победы. В этом году планируется отремонтировать театральную площадь, пр. Коммунистический от театра до ул. Солнечной и в другую сторону – от ул. Царевского до
пл. Ленина с захватом самой площади, плюс сделаем две односторонние полосы ул. Свердлова, которые идут от площади до ул. Ленина. Кроме того, ремонту подлежит ул. Курчатова – от пр. Коммунистический до ул. Ленина. Это уже следующий шаг. Но на то, чтобы полностью привести все дороги ЗАТО Северск в хорошее состояние, нужно порядка пяти лет. Мы знаем, как это делать, знаем, как предусмотреть в бюджете соответствующие ресурсы. Так что капитальный ремонт дорог будет идти дальше.
Что касается ямочного ремонта, то он не сделан в п. Иглаково и по 35-й дороге (от Сосновского КПП до ТНХК). Сегодня на селекторном совещании этот вопрос обсуждался. В п. Иглаково дорожники уже нарезают «карты». Процесс идет медленно из-за проблем с асфальтом. Но задача поставлена и будет выполнена.
А что касается 35-й дороги, то только в прошлом году мы узнали, что это не наша дорога (она числилась на балансе у ТГК-11,
потому что ее в свое время строили для технологического обслуживания теплотрассы). Сейчас завершается процесс передачи этой дороги. Будем ремонтировать ее на законных основаниях. Но капитального ремонта этой дороги придется подождать, потому что в первую очередь будут отремонтированы основные улицы города – пр. Коммунистический,
ул. Ленина, ул. Транспортная, ул. Лесная, ул. Северная, ул. Калинина, которые идут вдоль города. А вот поперечные дороги будут пока ремонтироваться по принципу ямочного ремонта.
- Здравствуйте, меня зовут Людмила Павловна! Григорий Андреевич, у меня к вам три вопроса. Первая проблема, о которой я бы хотела сказать, касается медицины: не хватает узких специалистов, попасть к узкому специалисту, участковому врачу очень трудно. Надо, чтобы на медицину закрытых городов обратили внимание!
Второй вопрос по благоустройству. У нас замечательный город, который в последнее время украсили новые фонтаны. Но во время жары ребятишки, желая освежиться, купаются в фонтанах, ломают форсунки, трубки. Быть может, стоит сделать какой-нибудь «лягушатник» для ребятишек, ведь в фонтанах купаться запрещено, а в реке вода не соответствует санитарным нормам?
Третий вопрос: когда у нас будет создан в городе рынок, ведь там в отличие от магазинов можно было бы покупать свежие продукты по доступным ценам?
- Итак, давайте обо всем по порядку поговорим. Что касается медицины, то Ассоциация закрытых городов Росатома уже почти год активно работает с Федеральным медико-биологическим агентством над тем, чтобы процесс перехода на одноканальную систему финансирования здравоохранения закрытых городов проходил более мягко и безболезненно. Как известно, изначально ЗАТО финансировались из федерации напрямую, они были меньше связаны со страховой медициной, с фондом обязательного медицинского страхования. К сожалению, мы не можем влиять на здравоохранение в той же степени, что и на образование, на другие сферы жизнедеятельности города, потому что это не наша компетенция. ФМБА обеспечивает работу и финансирование здравоохранения во всех ЗАТО Росатома. Сейчас, когда идет изменение схемы финансирования, мы вместе с созданным Сибирским федеральным научно-клиническим центром, куда входит и северская клиническая больница, сделали многое для того, чтобы этот процесс шел плавно. Мы понимаем, что отсутствие узких специалистов, очереди в поликлиниках - это все следствие переходных процессов. Варианты решения проблемы есть, но над ними надо еще работать, нужно время.
Второй вопрос про «лягушатник». Если помните, рядом с «Дельфином» было нечто подобное. Но, поверьте, эта "ванна" не соответствует никаким требованиям. Должна быть создана целая система водоочистки, обеззараживания воды, а это очень дорого. Кроме того, когда человек собирается посетить бассейн, он получает справку-разрешение. А здесь как мы проверим, здоров или болен ребенок? Где выход? На перспективу у нас есть идея реализовать проект, как в Петро-дворце, – фонтан-шутиха (струи бьют из земли). Вот тогда можно будет освежиться в городских условиях!
Что касается рынка, у нас каждую субботу в районе торгового центра «Олимп» организуется ярмарка выходного дня, на которой порядка 15-20 продавцов из районов области представляют свою продукцию. Кроме того, северчане, которые сами вырастили урожай, теперь имеют бесплатные, хорошо оборудованные торговые места практически во всех районах города.
- Григорий Андреевич, а у меня вопрос по поводу безработицы. Насколько велика она в Северске? - звучит следующий вопрос телезрителя в эфире.
- Уровень безработицы в ЗАТО Северск несколько выше, чем в областном центре, он составляет порядка 1,5% от экономически активного населения, но это ниже, чем среднеобластной показатель и среднероссийский уровень безработицы.
Что мы предпринимаем для стабилизации на рынке труда? Власть должна создавать условия для того, чтобы любому инвестору, который хочет создать некое производство, было выгодно работать в Северске. И мы неплохо работаем в этом направлении. Несмотря на закрытость нашего города, мы ежегодно создаем порядка 200 рабочих мест вне атомной отрасли. Большой проблемы с безработицей в ЗАТО Северск нет. Даже если учесть латентную безработицу, то она будет в районе 3%. Это не трагедия. Другое дело, что сегодня уже нет таких рабочих мест, как были на СХК. Например, должность аппаратчика уходит в прошлое, но благодаря реализации проектов Госкорпорации «Росатом» будут создаваться другие рабочие места с достойной заработной платой.
И снова в студии раздается звонок:
- Григорий Андреевич, меня очень интересуют вопросы, связанные с работой управляющих компаний. Я знаю, что, к примеру, до сих пор не разработаны современные нормативы труда дворников, уборщиков территорий (до сих пор используются нормативы советских времен), а ведь все мы напрямую зависим от качества работы этих людей, получающих мизерную зарплату. Может ли каким-либо образом власть влиять на работу УК? Необходимо установить законные рамки: сколько должен получать дворник, сколько уборщица и за какую обслуживаемую территорию? Считаю, что население вправе знать эту информацию…
- Спасибо за вопрос. Этот звонок – своего рода мне поручение, наказ углубиться в эту тему, понять, каким образом можно решить обозначенную проблему.
Не прошло и секунды, как в студию дозвонилась еще одна женщина:
- У меня два вопроса по благоустройству. Первый – когда будет сделана нормальная дорога от ул. Славского, 22 до ул. Победы (до Сбербанка)?
- По проекту здесь предполагалось строительство пешеходной зоны, но планы остались только на бумаге: в конце 90-х годов прошлого века из-за кризиса стройки начали замирать, а потому не все обязательства подрядчиками были выполнены. Сейчас на месте бульвара стихийно образован сквозной проезд: строители, возводящие новые дома, выложили дорогу к стройке плитами. И вот наконец-то такой проект пешеходного бульвара вновь разрабатывается. Судя по проекту, бульвар станет своеобразным центром досуга жителей микрорайона: здесь будет приятно гулять, встречаться с друзьями, играть с детьми. Схема бульвара уже сверстана. Правда, при реализации проекта придется учитывать сроки строительства домов на ул. Ленинградской и ул. Славского (проезды на время возведения домов придется сохранить). В настоящее время идет разработка документов, в августе проект строительства бульвара будет готов. При формировании бюджета муниципального образования в 2016 году будет заложено финансирование первого этапа строительства бульвара. В целом проект планируется реализовать в течение двух-трех лет.
- Второй вопрос тоже касается благоустройства района от ул. Чапаева до "Холди-дискаунтера". Трава не кошена, гаражи брошены… В последнее время на гаражах появились объявления с требованием убрать эти гаражи.
- Я для себя помечу этот вопрос. Вряд ли эти гаражи оформлены в собственность. Чтобы снести эти гаражи, нужно получить решение суда. А это длительная процедура. По проекту там не должно быть гаражей. А значит, мы будем заниматься расчисткой территории, но на законных основаниях. Вы обратили внимание, что в городе убрали незаконно установленные рекламные щиты, киоски? А что касается того, что траву на газонах не косят, завтра я передам вашу жалобу главе администрации.
В завершение программы вопрос Григорию Андреевичу задал ведущий программы:
- Грядут выборы. Какими успехами может гордиться нынешний созыв Думы ЗАТО Северск?
- Думаю, тем, что мы работали более эффективно. Судите сами: более 90% наказов уже выполнено. Так, решена проблема с обеспечением горожан местами в дошкольных учреждениях, снят вопрос с вывозом твердых бытовых отходов – в Северске завершается установка контейнеров заглубленного типа, а еще в ЗАТО реализуется программа расширения внутридворовых проездов и обустройства дополнительных парковок. Кроме того, мы наконец-то приступили к капитальному ремонту дорог.
- Ваши пожелания избирателям?
- На мой взгляд, каждый избиратель должен задаться вопросом: кого он хочет нанять на работу (а к выборам в Думу я отношусь, как к найму на работу), способен ли этот человек справиться с возложенными на него обязанностями? Важно не купиться на обещания популистов и крикунов, которые хороши лишь на словах, а не на деле, а проголосовать за тех, кто способен работать, принимать взвешенные решения.
Ирина ЯКОВЛЕВА
Фото автора