Суббота
27 апреля 2024г.
01:42
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
«В профессии важно искать и находить, проявлять инициативу»
22 июня в Томске стартовал VI медиафорум научно-познавательных, просветительских и инновационных программ «Разум. XXI век». В этот день на томских и северских площадках лучшие авторы просветительских телепрограмм, представители российских телекомпаний приступили к показу своих работ и вели речь о том, как сделать передачи о науке не просто популярными, а интересными, востребованными в обществе.
Одной из таких площадок стал Северский лицей, где учащиеся 8-11 классов нашего города встретились с автором и ведущим популярной программы «ЕХперименты» телеканала «Наука 2.0» Антоном Войцеховским.
Перед его выступлением слово для приветствия и напутствия было предоставлено кандидату технических наук, начальнику научного отдела СТИ НИЯУ МИФИ Владимиру Андрееву, который учился в этом учебном учреждении и теперь постоянно участвует в его научных и образовательных проектах.

А потом вниманием аудитории полностью и на долгое время завладел высокий московский гость. Эта фигура речи «высокий» в данном случае вполне уместна. Ибо Антон Войцеховский известен своими документальными фильмами о космосе, запуске ракет и  многом другом, своим пристрастием снимать с высоты птичьего полета. Вот и на этот раз он, как сказал - для затравки, показал отрывок из своего нового документального фильма, который еще не был в эфире, который монтажер прислал ему прошлой ночью – о сложнейшей индустрии:  спутниковой связи, от создания космического аппарата до функционирования его в десятках тысяч километров от Земли.
А потом он, окончивший в свое время телевизионное отделение факультета журналистики МГУ, стал рассказывать о своей работе. Некоторые фрагменты его выступления мы дадим в изложении, некоторые – прямой речью.
В профессии он пятнадцать лет. Десять лет отработал в «новостях» - сначала корреспондентом, потом специальным корреспондентом. Это были новостные  программы «Сегодня» и «Время». Последние пять лет он – документалист, снимающий только про науку. То есть его формат с 3-5 минут вырос до 26-30 минут. Столько времени занимают его фильмы. Работает он не на канале «Россия» - для него он производит документальные фильмы.
Когда Антон начинал, телевизионщики работали  на больших камерах. Взял ее и большой штатив, получив в студии задание, и поехал на съемку – вот что представляла собой тогда работа на телевидении. Но пять лет назад ситуация кардинальным образом изменилась. На смену большим камерам пришли фотоаппараты. По сути произошла маленькая телевизионная революция, которую тогда мало кто заметил. У этих современных фотокамер внутри - огромная матрица. Картинку они выдавали просто изумительного качества. Все краски яркие, насыщенные. У них была сменная оптика – можно снимать близко, далеко.
Думали они, телевизионщики, что эти аппараты будут использовать для съемки общих планов. Но в процессе монтажа они увидели, что монтажеры берут все чаще и чаще планы, снятые на этих фотоаппаратах, а не на больших камерах. И стали они заказывать эти фотоаппараты.

«Как я делал первый фильм о метеоспутнике? Заказал себе «долли» - телевизионные рельсы, предназначенные для больших камер. Приехала «газель». Из нее вышли три мужика. И три часа мне ставили эти  рельсы. А я ходил вокруг и с ужасом смотрел на все это. Потому что понимал – время идет, а я еще ничего не снял. Потом они поставили  рельсы. Выровняли их деревянными уголками – все было профессионально (смеется), но долго. И спросили, что будем делать. Я говорю: ну, наверное, нужно что-то снять. Они один раз проехались – слева направо. Потом на меня посмотрели: что дальше будем делать? Я говорю: а что вы еще можете сделать? Они говорят: можно в обратную сторону проехать. В обратную сторону проехали и снова смотрят на меня. Спрашиваю: какие еще у нас есть опции? Говорят: можем камеру наверх поставить и снова проехаться. Соглашаюсь. Проехали. Все? Да, опции у нас закончились, подтверждают они.
За три часа я получил четыре  плана. С точки зрения новостийщика - а у меня было новостийное прошлое, когда за четыре часа я снимал полностью весь сюжет, - это было чудовищно. Говорю: нам бы еще вон там проехаться. Они говорят: не  вопрос. И три часа мне туда перекладывали рельсы. После этого я зарекся иметь дело с "долльщиками". Потому что шесть часов и восемь планов – это, в общем-то, как-то не до жиру, быть бы живу».

Когда появились современные фотоаппараты, «поджалось» и все остальное оборудование. Современные рельсы из алюминия, которые берутся одной рукой, даже – двумя пальцами. Легко переносятся на другое место, просто так шваркаются на землю. Недорогие. И за те же три часа можно набрать пятьдесят планов.  Антон купил себе такие рельсы и подумывает приобрести еще круговые.
Антон показывает на экране большой импортный вертолет для съемки изображения с воздуха. Перед ним закрепленный шар, в котором находятся линзы, то есть объектив на геостабилизированной платформе. Как бы вертолет не трясло, камера постоянно будет находиться в горизонтальном устойчивом положении. Эта платформа в полтора раза дороже  стоит, чем вертолет. Говорит, один такой в нашей стране – с таким «набалдашником». Даже в лучшие времена отношений с заграницей было запрещено продавать подобные технологии нашей стране. Потому что это считалось секретным. Антон интересовался: в чем секрет? Но прямого ответа у иностранцев так и не добился.
«Когда я снимал свой фильм для одной крупной компании, я нанял вертолет. Мне его аренда стоила примерно половину всего фильма. Когда выкатили  счет, подумал, что больше никогда связываться не буду с этим.
А как у нас раньше снималась картинка с воздуха – расскажу для понимания. Залезали в МИ-8. В нем открывалась дверца. Туда высовывался оператор вместе с той большой камерой. Его привязывали веревкой либо ремнем за то место, которое чаще и отрывается. И дальше он, боясь оторваться от окуляра, – в него-то смотреть операторы не боятся – пытался снимать. Картинка получалась тряской, потому что вибрировал вертолет и от естественного испуга оператор. Потом эту картинку привозили на студию. Ее стабилизировали компьютерным образом. И получали нормальную стабильную».

Примерно два года назад китайская компания придумала такую маленькую-маленькую  штуку – беспилотный летательный аппарат, получивший название «фантом». Она сделала из очень дешевых деталей платформу, которая представляет собой полуробота и сама себя стабилизирует в воздухе. Ее очень сложно перевернуть. И она способна нести камеру для съемки с воздуха. Со временем появился усовершенствованный «Фантом-2». Узнав об этом аппарате, Антон купил его, благо он был доступен по цене (стоит такой «вертолетик» дешевле среднего ноутбука). И путем проб и ошибок научился им управлять. Как говорит, лишний раз себе доказал, что ничего невозможного нет.
И продемонстрировал его в работе – северские школьники были в восторге от этого аппарата, который называют квадракоптером.
Тут же  последовали вопросы. Сколько минут он может продержаться в воздухе? На какую высоту он способен подняться? Часто ли его вы применяете для съемок? Потом последовали и другие вопросы – о тематических предпочтениях, научных консультантах и экспертах, визуальных компьютерных эффектах, которые никто, кроме Антона Войцеховского, в мире научной документалистики  не использует, о его профессиональной команде, специфике  экспериментов, которые, вероятно, приходилось проводить автору программы «ЕХперименты», и о многом другом.

«В первом фильме мы попытались наглядно показать, что случается с космическим аппаратом на орбите, на которой происходят мощные перепады температур – от плюс двести до минус двести. И соответственно погружали сотовый телефон в жидкий азот, температура которого, как известно, минус 196 градусов. И потом мы этот телефон разогревали в печке до плюс 150 градусов. Как только я вытащил его оттуда, он взорвался, то есть не выдержала батарея. Я утерся, вымыл лицо и попросил продюсера купить еще один сотовый телефон, к которому уже не подходил до соответствующей его реакции.
Я не очень экстремальный журналист, никогда не работаю на пределе, но профессиональные травмы имею. Я их стараюсь избегать, но они случаются. Например, один раз у меня в руках взорвалась пневматическая пушка под названием "картофелепушка". Это такая штука, которая стреляет картофелинами. Необычное оружие. Я по своей опять же глупости забыл надеть защитные очки и получил по глазу. Там отлетела задняя крышка и, слава богу, не в глаз, а по касательной сделала мне двойное рассечение у глаза.

Я съемки прекратил, всех поблагодарил и поехал в травмопункт. Приехал. Понятно, врач привык иметь дело с такими, как я, особенно в пятницу вечером. И понятно, если с этой стороны у меня рассечение, то, значит, били отсюда правой рукой. Он сразу про меня все понял - приехал человек, который только что подрался и получил по сусалам. Спрашивает: «Драка?» Отвечаю серьезно: «Нет, картофелепушка». Он заинтересовался: «А что это такое?» Истекая кровью, объясняю. «А-а, значит, картофелину получил», - почти догадался врач. «Крышку», - уточняю.»

В актовом зале нашлись школьники хорошо подготовленные – из младших классов. Оказывается, они смотрели фильмы Антона про маленькие игрушечные и большие настоящие поезда, и про лодочки такие же. Им очень понравилось. А один так и спросил: «Действительно ли столь большое количество моделей лодок, судов существует?» На что Антон выдал:
«В своих фильмах я могу себе позволить роскошь не врать. Я говорю только правду и ничего, кроме правды. Если скажешь иное в научно-познавательном фильме, например, что дважды два – не четыре, тебе никто не поверит».
Как он попал на телевидение? Очень просто. Его туда привели и сказали: вот мальчик, он хочет попробовать. «Попасть на телевидение очень легко. Сложно удержаться. Тебе дают возможность попробовать. Но если ты ничего не умеешь, то, как правило, второго шанса тебе не предоставляют», - сказал Антон.

Замечу, несколько лет назад, отвечая на этот вопрос, он давал такой совет: «Стажировку с федеральных каналов  лучше не начинать. И все ошибки  лучше сделать там, где их вам простят. А потом - с багажом опыта - можно устраиваться куда угодно. В любой редакции любого канала - постоянный голод на «людей, которые могут все». То есть на хороших профессионалов, которые не опыта пришли набираться, а сразу знают, что делать и как это делать».
Северские школьники, задавшие много других вопросов, узнали, что Антон снял более сотни фильмов. О том, что родился он в африканской стране Танзания, в городе Дар-эс-Салам. Там и провел три года своей жизни с родителями. О том,  что он объездил четверть стран мира, побывал даже в Иране, два года назад посетил город, в котором родился.
«Работа над научно-познавательными, просветительскими фильмами позволяет и самому напитаться знаниями, и напитывать этими знаниями тех, кто тебя смотрит. На мой взгляд, это самый развлекательный способ посмотреть и сделаться умнее. Как сказал один физик, наука – это лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Вот я вроде работаю, мне за это деньги платят, а я еще образовываюсь и образовываю всех вокруг себя. В чем состоит моя профессия? Журналист погружается в тему, набирается, как губка водой, определенным количеством знаний, потом выдает их своей аудитории. Да, я не узкий специалист, но зато имею вот такую возможность и способность сегодня погружаться в локомотивы, завтра – в самолеты, послезавтра – в криогенную жидкость».

И перед тем как приступить к показу научных фокусов, Антон выдал такую сентенцию:
«Я пытался объяснить вам, что сегодня все, что ни делается в профессии, и мне кажется, это применимо к любой профессии, очень сильно зависит от инициативы  человека, который занимается этим. Если жить с ощущением того, что тебе должны все принести – камеры и все прочее, и ты тогда начнешь что-то из этого делать, то, как правило, этого не случается. А вот если ты сам начинаешь копать, искать, находить, договариваться, проявлять собственную инициативу, то, как правило, тогда начинает что-то получаться, выходить. Причем очень часто это даже не стоит каких-то колоссальных денежных средств. Зачастую все строится на человеческих взаимоотношениях».
Научные фокусы школьникам очень понравились. Антон налил немного спирта в емкость из-под кулера. Повертел ее, смешивая спирт с окислителем, то есть воздухом. И потом поднес к отверстию зажженную спичку, из которого после этого вырвалась реактивная  струя. По такому принципу работают все реактивные двигатели.
Затем он проделывал всякие штуки с жидким азотом, объясняя суть происходящего.
В конце этой встречи от руководства Северска Антону было вручено  благодарственное письмо и книга о нашем городе.
 
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
 
 
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске